Дети-маугли: примеры из реальной жизни. Самые известные дети-маугли Кто такие дети маугли сообщение

Истории о детях-маугли поражают воображение любого человека. Сложно представить, как ребенок, которого приютили и воспитали животные, может в принципе вернуться к нормальной жизни. Некоторым это удается, а некоторые рассказы имеют трагичный финал.

Пожалуй, один из самых впечатляющих случаев детей-маугли – это Нг Чайди. Она пропала в джунглях в возрасте 4 лет и была обнаружена только спустя 38 лет, в 2012 году. Местные жители годами слышали о потерявшейся девочке, но думали, что это просто сплетни. Она пропала без вести в Индии, а позже была найдена в Мьянме, где жила на кладбище.

Самое примечательное: как для человека, который большую часть сознательной жизни прожил в джунглях, Чайди выглядит не такой уж одичавшей. Она говорит элементарные фразы, учит и воспринимает новые слова, не боится контактировать с людьми. Поскольку семья женщина не позволила оказать ей медицинскую или психологическую помощь, нет никаких сведений о ее точном состоянии.

Иван Мишуков, 1992 года рождения, в 4-летнем возрасте волею судьбы оказался на улице. По одной из версий, его бросили родители, по другой – он сам сбежал от матери-алкоголички и ее агрессивного сожителя. На улице он подружился со стаей собак и даже стал вожаком. Мальчик приносил животным еду, а они спасали его от холода, согревая своим теплом и отпугивали от него незнакомцев. Трижды Ивана ловила полиция, и трижды при помощи стаи он сбегал. Так мальчик прожил 2 года, пока окончательно не был задержан правоохранительными органами. Он довольно быстро выучил человеческий язык и стал полноценным членом общества.

Маркоса в 7-летнем возрасте отец продал местному пастуху, а тот забрал его жить к себе в горы. Спустя 4 года пастух скончался, и мальчик остался один на один со своей злой мачехой. Устав терпеть постоянные унижения и побои, ребенок отправился в горы и поселился в лесу. История Маркоса очень особенная, не только потому, что он прожил 12 лет в дикой природе с волками и другими животными, но и потому, что он потратил много времени, пытаясь интегрироваться обратно в общество (сегодня ему 68 лет), но только частично достиг успеха.

«Животные подсказывали мне, чем можно питаться. Я ел все, что ели они», — вспоминает мужчина. «Например, кабаны ели клубни, зарытые под землей. Они чувствовали запах пищи и начинали рыть землю. Тогда я бросал в них камень, и когда животные убегали – забирал их добычу”.

Особенно теплые отношения у Маркоса сложились с волками. «Однажды я вошел в пещеру и начал играть с волчатами, которые там жили, и случайно заснул, – рассказывает Маркос. – Позже мама принесла им еду, я проснулся. Она увидела меня, бросила свирепый взгляд, а затем принялась рвать мясо на куски. Я попытался украсть еду у волчонка, находившегося рядом со мной, поскольку был сильно голоден. Тогда мать-волчица положила на меня лапу, и я вынужден был отступить. Когда она покормила малышей, то бросила мне кусок мяса. Я не хотел трогать его, потому что думал, что хищница нападет на меня, но она толкала мясо носом в мою сторону. Я взял его, съел и подумал, что она меня укусит, но волчица высунула язык и начала лизать меня. После этого я стал одним из членов стаи».

В друзьях у Маркоса было много животных: змея, олень, лиса. Мужчина до сих пор умеет отлично воспроизводить звуки животных. Он также читает лекции детям в школах, где рассказывает о повадках лесных зверей и птиц.

В 1987 году в Южной Америке был обнаружен 5-летний мальчик, который год прожил в окружении обезьян. Удивительно, но в 17-летнем возрасте он по-прежнему вел себя как примат: совсем не разговаривал, ходил как обезьяна, отказывался есть приготовленную пищу, никогда не играл с другими детьми, воровал сырое мясо и выходил на улицу через окно. Судьба одичавшего юноши сложилась трагично: в 2005 году он погиб при пожаре.

История Марины Чапман настолько удивительна, что поначалу ее автобиографическую книгу отказывались публиковать известные издательства, поскольку думали, что это просто вымысел. Если не знать кошмарного прошлого женщины, можно предположить, что до сегодняшнего момента она жила жизнью обычного человека. В действительности Марина прошла настоящие круги ада.

В 4-летнем возрасте девочку похитили неизвестные с целью дальнейшего выкупа, но впоследствии бросили в джунглях Южной Америки. Следующие 5 долгих лет малышка прожила в обществе приматов. Обезьяны-капуцины научили ее ловить птиц и кроликов голыми руками, умело лазить по деревьям, перемещаться на четвереньках. Вскоре девочку случайно обнаружили охотники. Поскольку Марина не умела говорить, «спасители» воспользовались ее беспомощностью и продали в один из колумбийских борделей. Через некоторое время она оттуда сбежала и какое-то время жила на улице, пока не попала в рабство в семью известных мафиози.

Девушке удалось заручиться помощью и поддержкой одного из соседей, который тайно вывез ее в Англию. Там она устроилась на работу няней, удачно вышла замуж и родила детей.

История Чапман настолько удивительна, что ученые долгое время сомневались в ее правдивости. Колумбийский профессор Карлос Конде полностью подтвердил рассказ женщины по результатам проведенных тестов. Рентгеновские снимки явно указывают на наличие линий Харриса, которые свидетельствуют о том, что Марина страдала от тяжелой недостаточности питания в детстве. Скорее всего, это было в тот период, когда она жила с капуцинами и рацион был очень скуден и ограничен. Тем не менее, именно обезьянам женщина обязана своим чудесным спасением.

«Озверевшие дети» - один из мощных фотопроектов Джулии Фуллертон-Баттен (Julia Fullerton-Batten). Это серия мрачных, но атмосферных постановочных работ, вдохновленная реальными историями о детях, выросших в диких условиях или среди животных. Как выяснила Джулия в процессе своего исследования, в мире немало задокументированных случаев одичавших детей. Заблудившиеся, потерявшиеся, а по большей части просто оставленные родителями, дети быстро забывали свою сущность и приспосабливались к новым условиям жизни.

«Существует всего два сценария: в первом случае ребенок остается в лесу, а во втором ребенок фактически остается дома, но из-за небрежного отношения взрослых и постоянных унижений чувствует себя комфортнее среди животных», - объясняет фотограф.

Лобо, девочка-волк (Мексика, 1845-1852 год)

В 1845 году в Мексике произошел странный случай: на стадо пасшихся на лугу коз напала стая волков, вместе с которыми на четвереньках бегала маленькая девочка. Ее поймали, но спустя некоторое время она убежала. В 1852 году девочку видели в лесу кормящей двух волчат. При приближении людей она сразу убежала. Больше ее никто не видел.

Оксана Малая, воспитанная собаками (Украина, 1991 год)

Восьмилетнюю Оксану нашли в собачьей будке в 1991 году. Она прожила вместе с собаками шесть лет. Родители девочки были алкоголиками. Однажды вечером они просто забыли ее на улице. В поисках тепла трехлетняя девочка заползла в собачью будку и уснула, свернувшись калачиком. Со временем Оксана начала вести себя больше как собака, чем как человеческое дитя. Она передвигалась на четвереньках, дышала, высунув язык, скалила зубы и лаяла. Девочка, лишенная человеческого общения, знала только два слова: «да» и «нет».

Интенсивная терапия помогла Оксане овладеть основными социальными и вербальными навыками, но на уровне пятилетнего ребенка. Сейчас Оксане 34 года. Она живет и работает в Одессе в доме-интернате, где ухаживает за коровами и лошадьми.

Шамдео (Индия, 1972 год)

Шамдео, мальчик в возрасте около четырех лет, был обнаружен в 1972 году в лесу в Индии, где он играл с волчатами. Его кожа была очень темной, зубы заострены, ногти длинные, загнутые, волосы спутанные, а на ладонях, локтях и коленях были мозоли. Он любил охотиться на птиц. В 1978 году его взяли в Дом матери Терезы для обездоленных и умирающих в Лакхнау, где дали ему имя Паскаль. Монахини так и не смогли окончательно отучить ребенка от сырого мяса, он не говорил, но выучил язык жестов. Умер в феврале 1985 года.

Ваня, мальчик-птица (Россия, 2008 год)

Ваня, семилетний мальчик, был найден в маленькой двухкомнатной квартире, в которой жил со своей 31-летней матерью. Он был заперт в комнате, заставленной клетками с птицами, среди корма для птиц и их помета. Мать обращалась со своим сыном как с еще одним питомцем. Она никогда не била, не наказывала его, не оставляла без еды, но и никогда не разговаривала с ним. Мальчик общался только с птицами. Он не умел говорить, только щебетал и махал руками как птица, когда ему было что-то непонятно. Женщину лишили родительских прав, а мальчика направили в центр психологической помощи для прохождения курса реабилитации.

Марина Чапман (Колумбия, 1959 год)

Пятилетнюю Марину похитили в 1954 году из одной южноамериканской деревни и бросили в джунглях. Она жила с семьей маленьких обезьян капуцинов в течение пяти лет, прежде чем ее обнаружили охотники. Девочка ела ягоды, корни и бананы, которые роняли обезьяны, спала в дуплах деревьев и передвигалась на четвереньках. Один раз Марина получила сильное пищевое отравление. Одна старая обезьяна привела ее к луже воды и заставила пить, девочку вырвало, и она пошла на поправку. Подружившись с молодыми обезьянами, Марина научилась лазить по деревьям и понимать, что можно есть, а что нет.

К тому времени как девочку нашли охотники, она полностью забыла человеческий язык. Марину продали в бордель, но ей удалось сбежать оттуда. Так она оказалась на улице. Затем девочку приютила одна мафиозная семья. Они обращались с ней как с рабыней. Добрый сосед спас ее и отправил в Боготу к своей дочери и зятю. Они удочерили Марину, несмотря на то, что у них уже было пятеро своих детей.

В 1977 году семья вместе с Мариной переехала в Брэдфорд (графство Йоркшир, Великобритания), где женщина живет и по сей день. Она вышла замуж и родила нескольких детей.

Мадина (Россия, 2013 год)

Мадина жила с собаками с самого рождения и до тех пор, пока ей не исполнилось три года. Она ела, играла и спала вместе с псами. По словам социальных работников, Мадина передвигалась на четвереньках и рычала как собака.

Отец Мадины оставил ее сразу после рождения. Ее 23-летняя мать пила и часто была слишком пьяна, чтобы ухаживать за ребенком, в доме постоянно собирались собутыльники. Однажды Мадина убежала на детскую площадку, когда ее мать рассердилась на нее в очередной раз, но другие дети не приняли ее из-за того, что она не умела говорить и вела себя агрессивно. В конечном итоге малышка нашла себе друзей в среде собак и осталась с ними.

Врачи сообщили, что Мадина умственно и физически здорова, несмотря на то, что ей пришлось испытать.

Джини (США, 1970 год)

Когда Джини была еще маленькой, ее отец решил, что она умственно отсталая. Он удерживал девочку взаперти в небольшой комнате, где она прожила в полной изоляции более десяти лет и спала в кресле. В 1970 году органы опеки обнаружили Джини. По словам социального работника, девочка, несмотря на то, что ей на тот момент уже исполнилось тринадцать лет, не была приучена к туалету, не умела говорить, постоянно плевалась и царапалась. Джини передвигалась боком, прыгая как кролик. В течение последующих лет она стала объектом исследования.

Спустя некоторое время Джини выучила несколько простых слов, однако по-прежнему не могла строить предложения. Позже девочку научили читать и развили у нее базовые социальные навыки. Некоторое время она жила со своей матерью, после несколько лет провела в различных детских домах, где ее били и обижали. Джини была вынуждена вернуться в детскую больницу. Оказалось, что она снова перестала разговаривать. Финансирование лечения Джини было прекращено в 1974 году. О дальнейшей судьбе девочки не было ничего известно, пока за дело не взялся частный детектив. Он нашел Джини в частном учреждении для умственно недоразвитых взрослых.

Мальчик, воспитанный самкой леопарда (Индия, 1915 год)

В 1915 году охотник, убивший самку леопарду, обнаружил, что у нее осталось трое детенышей, среди которых был пятилетний мальчик. Ребенка вернули его семье, проживавшей в небольшой индийской деревушке. Когда его впервые нашли, он мог сидеть только на корточках и бегал на четвереньках, так быстро, как взрослый человек может бежать на двух ногах. Его колени были покрыты мозолями, а пальцы согнуты почти под прямым углом к ладони и покрыты жесткой, ороговевшей кожей. Он кусался и бросался на всех, кто к нему подходил, пытался ловить кур и есть их сырыми. Он не умел говорить, а только стонал и рычал.

Позже он научился говорить и ходить на двух ногах. К сожалению, мальчик постепенно ослеп от катаракты. Но это не было вызвано его жизнью в джунглях, болезнь оказалась наследственной.

Суджит Кумар, мальчик-цыпленок (Фиджи, 1978 год)

В детстве Суджит был очень непослушным мальчиком. Его родители решили запереть его в курятнике. Вскоре его мать покончила с собой, а отца убили. Дед Суджита взял на себя заботу о мальчике, однако по-прежнему не выпускал его из курятника. Суджиту было восемь лет, когда его нашли посреди дороги, кудахтавшим и махающим руками, словно крыльями. Еду он клевал, на стул мостился, будто курица на насест, а языком издавал щелкающие звуки.

В итоге Суджита поместили в дом престарелых. Но поскольку он вел себя агрессивно, то в течение двадцати лет пролежал привязанным простынями к кровати. Теперь ему за сорок, и о нем заботится Элизабет Клейтон, которая забрала его из дома престарелых.

Камала и Амала (Индия, 1920 год)

Восьмилетняя Камала и двенадцатилетняя Амала были найдены в 1920 году в логове волков. Это один из самых известных случаев одичания детей. Девочек обнаружил преподобный Джозеф Сингх, который наблюдал с дерева за пещерой, где они появлялись. Когда волки отправились на охоту, он увидел две фигуры, выходящие из пещеры. Девочки выглядели ужасно, перемещались на четвереньках и не были похожи на людей.

После того как их впервые поймали, девочки спали, свернувшись калачиком, рычали, срывали с себя одежду, не ели ничего, кроме сырого мяса, и периодически завывали. У них были деформированы сухожилия и суставы на руках и ногах, а конечности полусогнуты. Они абсолютно не хотели общаться с людьми. Но их слух, зрение и обоняние были исключительными.

Амала умерла на следующий год после того, как их нашли. Камала в конечном итоге научилась ходить в вертикальном положении и говорить несколько слов, но умерла в 1929 году от почечной недостаточности в возрасте 17 лет.

Иван Мишуков (Россия, 1998 год)

Ваня всегда был обузой для своей семьи и убежал, когда ему исполнилось четыре года. Он жил на улице, попрошайничал. В итоге мальчик прибился к стае диких собак и делил с ними еду, которую смог добыть. Собаки стали доверять ему, и в конце концов он стал кем-то вроде вожака стаи. Так он прожил два года, но потом его поймали и отправили в детский дом. Даже живя на улице среди собак, Иван пользовался речью, когда попрошайничал. Это и тот факт, что он был диким только в течение короткого времени, ускорило его восстановление. Сейчас он живет нормальной жизнью.

Мари Анжелика Мемми ле Блан, дикая девушка из Шампани (Франция, 1731 год)

История Мемми произошла в XVIII веке, но на удивление хорошо документирована. За десять лет Мемми прошла тысячи миль в одиночку через леса Франции. Она ела птиц, лягушек и рыб, листья, ветви и корни. Вооруженная дубинкой, она боролась с дикими животными, в основном с волками.

Ее нашли в возрасте 19 лет, девушка была чернокожая, волосатая и с длинными когтями. Когда Мемми опускалась на колени, чтобы попить воды, она неоднократно бросала боковые взгляды, находясь в состоянии постоянной боевой готовности. Она не могла говорить и общалась только визгом и криками. Она ела кроликов и птиц сырыми. В течение многих лет она не ела приготовленную пищу. Ее пальцы были искривлены, так как она использовала их, чтобы выкапывать корни и цепляться, прыгая с дерева на дерево, как обезьяна.

Восстановление Мемми от ее десятилетнего пребывания в дикой природе проходило очень удачно. У нее были богатые покровители, она научилась читать, писать и свободно говорить по-французски. В 1747 году она стала монахиней на какое-то время, но после этого вернулась к обычной жизни. В 1755 году Мемми опубликовала свою биографию. Умерла она, будучи зажиточной госпожой, в Париже в 1775 году, в возрасте 63 лет.

Джон Ссебуня, мальчик-обезьяна (Уганда, 1991 год)

Джон научился говорить и освоил необходимые социальные навыки. У него был прекрасный певческий голос. Теперь он выступает вместе с хором «Жемчужина Африки» и ездит на гастроли по миру.

Виктор, дикий мальчик из Аверона (Франция, 1797 год)

Виктора поймали в лесах Сен-Сернен-сюр-Ранс (юг Франции) в январе 1800 года. На вид ему было около двенадцати лет. Его тело было покрыто шрамами. Он не умел разговаривать. Считается, что в дикой природе Виктор провел семь лет своей жизни.

Профессор биологии решил проверить сопротивление Виктора к холоду, оставив его на морозе в снежный день. Это никак не сказалось на физическом состоянии мальчика. Другие профессора пытались научить его говорить и вести себя «нормально», но безуспешно. В конце концов он был доставлен в институт в Париже и умер в возрасте сорока лет.

Воспитанный отшельниками. На протяжении семнадцати лет он жил в землянке, где позже был брошен родителями. Сам молодой человек рассказал, что, со слов родителей, он был рожден в 1993 году в окрестностях села Кайтанак вне медицинского учреждения. Образование не получал, социальных навыков и представления о внешнем мире не имеет.

В ноябре 2011 года в Приморском районе Петербурга были обнаружены девочки-маугли - две сестры шести и четырех лет. Они никогда не ели горячей пищи, не умели говорить, а благодарность выражали, как собаки, пытаясь лизать взрослым руки. Родители девочек — алкоголики со стажем.

В феврале 2010 года сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних - без необходимого воспитания и в антисанитарных условиях. В частном доме жила хозяйка 1971 года рождения, ее дочь 1989 года рождения, восьмимесячный внук и две внучки, одной из которых исполнилось два года, а другой - два месяца. При этом старшая девочка в два года не говорила, а только мычала, мальчик в восемь месяцев выглядел как пятимесячный, а младшая девочка была истощена. Никаких документов на детей милиционеры не обнаружили.

В феврале 2010 года в одной из квартир Сормовского района , о котором не заботились родители. Его не кормили и не одевали, не следили за состоянием его здоровья, не занимались его развитием и обучением. Он родился с психическими отклонениями и ранее ходил в коррекционную школу. В связи с ненадлежащим уходом за ним состояние здоровья значительно ухудшилось.
Ребенка нашли благодаря соседям , которые начали его подкармливать и показали врачам. Мальчик плохо говорил и не помнил, когда последний раз мылся.

В июле 2009 года суд Железнодорожного района Читы лишил родительских прав родителей . По информации УВД, пятилетняя девочка ни разу не была на улице. Хозяева дома, где она жила, никого не впускали в квартиру, с соседями не общались, а на улице появлялись в основном для того, чтобы выгуливать своих питомцев. Несмотря на то, что малышка жила в трехкомнатной квартире с отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, она почти не разговаривала, хотя понимала человеческую речь.

В феврале 2009 года инспекторы по делам несовершеннолетних в одном из домов Ленинского района Уфы обнаружили трехлетнюю девочку, которая ела и спала вместе с собаками . Ее мать выпивала, промышляла на помойке. Девочка побаивалась людей, норовила, как собака, встать на четвереньки. Она не знала, что такое ложка.

Издавна в легендах и сказаниях разных народов существовали истории о том, как животные воспитывали человеческих детей. Долгое время это считалось выдумкой, пока подобных бедолаг не стали находить в лесах. “Дети Маугли”, воспитанные животными, изучались еще во времена Средневековья, но по-настоящему объяснить их поведение и обосновать невозможность возвращения в человеческую среду смогли только психиатры 20 века.

Понятие “феральный человек”

Если рассматривать понятие “феральные люди” с позиции психологов и социологов, то можно узнать, что это индивидуумы, которые были воспитаны вне человеческого общества. В переводе с латинского языка feralis означает “мертвый, погребенный”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества.

В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”. Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns.

В современной социологии им дано название “феральные люди”, а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году.

Воспитанниками животных становились дети разного возраста. Известны случаи, когда волчья стая, собаки или птицы становились “родителями” для младенцев, а есть примеры того, что они принимали, выхаживали и кормили детей 3-6 лет.

Феральные животные

Во все времена и у разных народов мира существовали мифы о детях, которых вырастили животные. Как объясняют этот феномен ученые, звери являются прекрасными “воспитателями” человеческих детенышей, и не только в естественной для них среде.

Сегодня часто можно наблюдать, как домашние питомцы принимают участие в жизни малышей: они их убаюкивают, охраняют, защищают, не дают упасть или каким-то образом навредить себе. Те же инстинкты свойственны диким животным, особенно живущим в стае. Связано это с тем, что в зверином сообществе есть своя иерархия, способы общения между его членами и воспитания молодняка.

Истории древности об одичавших детях

Самые известные феральные дети древности - это Рем и Ромул, вскормленные волчицей. Как известно, в основе многих легенд лежат исторические факты, вот и история двух братьев, лишившихся матери, также может быть правдой.

Мальчикам повезло, что их нашел пастух, и они не успели одичать. В память о своей “приемной матери” Ромул и Рем основали Рим как раз на том холме, где они провели свои первые годы жизни с волчьей стаей.

К сожалению, подобные истории редко заканчиваются так романтично, поскольку феральные люди - дети, воспитанные животными - имеют серьезные отклонения в психике и не способны стать полноценными членами человеческого общества.

Дикие “найденыши” минувших веков

Чаще всего приемными “родителями” детей становились волки. Связано это с естественным для этих животных высоким уровнем родительского инстинкта и тем, что они объединяются в стаи, в которых существуют длительные взаимоотношения между ее членами.

Первым задокументированным свидетельством того, что волчья стая выкормила детей, стала Хроника английского города Саффолка за 1173 год. Неудачные попытки возвращения дикого ребенка к человеческой жизни были зафиксированы в 1341 в Гессе. Охотники нашли мальчика в волчьем логове. Когда его извлекали из норы, он вел себя по-звериному: кусался, царапался, визжал и рычал. Благодаря сохранившимся записям стало известно, что он умер, не выдержав неволи и кормления человеческой едой.

Никто в то время подобные феномены не изучал, специалисты просто пытались вернуть пойманным детям человеческий облик, что чаще всего заканчивалось плачевно.

Дети-“медведи”

Нередки случаи, когда феральные люди (примеры из истории - прямое тому доказательство) были воспитаны медведями. Так, в 1767 в Венгрии охотниками была обнаружена девушка со светлыми волосами лет восемнадцати. Она отличалась отменным здоровьем, имела крепкое загорелое тело и вела себя очень агрессивно. Даже после помещения ее в приют она отказывалась кушать что-либо, кроме кореньев растений, ягод и сырого мяса.

Как подобные дети выживают, сказать трудно. Медведи не собираются в стаи, хотя у них крепкие многолетние союзы между самцами и самками. Точно так же неизвестно, чем малыши питались зимой, когда звери залегали в спячку. Зафиксировано всего несколько случаев воспитания детей медведями, один из них - это мальчик, найденный в 18 веке в Дании, второй - индийская девочка, обнаруженная в 1897 году.

Во всех документах тех лет указывалось, что найденные дети имели повадки животных, обладали острым зрением, отличным нюхом и могли “переговариваться” только звуками, которые обычно издают вырастившие их звери.

Одичавшие люди 20-21 веков

Чаще всего в прошлом веке дети джунглей встречались в Индии. Среди них были дети-волки, пантеры и леопарды. Например, мир узнал о двух девочках - Камале и Амале, которые были пойманы в 1920 году. Одной из них было полтора года, другой - 8 лет, но у обеих уже выработались волчьи инстинкты. Так, они плохо переносили дневной свет, зато ночью прекрасно видели, если исключительно сырое мясо, лакали воду, передвигались на согнутых руках и ногах довольно быстро, охотились на кур и мелких грызунов.

Младшая девочка не выдержала неволи и умерла спустя год от нефрита. Камала прожила еще 9 лет и за этот период смогла освоить примитивные человеческие навыки: ходить ровно, умываться водой, есть с тарелок и даже произносить несколько слов. Но до самой смерти она ела сырое мясо и потроха.

Как отмечают ученые, феральные люди, долго жившие среди животных, полностью перенимают повадки своих “приемных родителей”, которые не исчезают даже после длительного пребывания в человеческом обществе.

Особенно часты случаи обнаружения одичавших людей в период с 1990 годов и вплоть до наших дней. Связано ли это с тем, что малышам достались нерадивые родители, или они сами заблудились в лесу в детстве, а может, просто среда их обитания была нарушена, и потому их смогли поймать, - неизвестно.

Значение социального развития ребенка

Ученые очень любят проводить эксперименты, чтобы доказать свою научную теорию. Не обошли стороной этот способ познания истины и психологи, которые хотели доказать, что ребенок уже рождается с потребностью в социализации.

В ходе эксперимента новорожденных поделили на 2 группы. В одной с детьми нянчились, говорили с ними при кормлении или смене подгузников, целовали. В другой группе с детьми не общались, но делали все необходимое, чтобы они были накормлены и ухожены.

Спустя время ученые заметили у детей, которые были лишены ласки, потерю веса и другие отклонения от нормы, так что эксперимент был прерван. Тем самым ученые доказали, что в человеке изначально заложена потребность в любви и общении с себе подобными.

Таким образом, становится понятным, почему одичавшие люди лишены человеческих чувств и полагаются сугубо на приобретенные ими животные инстинкты.

Природа феральных людей

Все случаи обнаружения индивидуумов, выращенных животными, говорят о том, что в дикой природе им была свойственна сильнейшая тяга к выживанию. Просто так феральные люди не смогли бы остаться в живых, даже при самом лучшем уходе со стороны их звериных “родителей”.

Животные всегда действуют сообразно тому, что подсказывают их инстинкты, хотя известны случаи, когда они испытывали тоску, теряя свое потомство. Длится это недолго, и кратковременная память позволяет им забыть о потере, что совсем не похоже на поведение людей. Человек может испытывать страдания от смерти ребенка всю жизнь.

Все дети-маугли поступали так, как подсказывали им инстинкты: нюхали пищу и воду, прежде чем начать есть, испражнялись, охотились, убегали от опасности и защищались так, как их дикие “родители”. Эту животную природу невозможно искоренить, если ребенок пробыл долгое время среди зверей.

Очеловечивание Авейронского дикаря

Попытки очеловечить одичавших детей предпринимались всегда. Одним из удачных примеров можно назвать историю с Авейронским мальчиком. Он был обнаружен на юге Франции в 1800 году. И хотя передвигался этот подросток на прямых ногах, все остальные повадки выдавали в нем животное.

Потребовалось очень много времени и терпения, чтобы приучить его ходить в туалет там, где это положено, не срывать с себя одежду и есть из посуды. При этом мальчик так и не научился играм, общению со сверстниками, хотя никаких отклонений в его психике обнаружено не было. Этот “дикарь” дожил до 40 лет, но так и не стал членом общества.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что лишенные человеческой любви дети теряют заложенные в них при рождении способности к социализации. Их заменяют инстинкты, которые у обычных людей развиты хуже, чем у животных.

Если ребенку повезло, и его нашли еще в раннем возрасте, то ему можно вернуть человеческую сущность и привить должные манеры поведения. Так было, например, с пятилетней Наташей из Читы. Ее воспитали собаки, которые оказались лучшими родителями, чем папа и мама. Девочка лаяла, ходила, как псы, и ела то же, что и они. То, что ее нашли в таком раннем возрасте, дает надежду на то, что она сможет вновь “очеловечиться”.

Полностью восстановиться смог мальчик из Уганды, которого воспитали зеленые мартышки. Он попал к ним в возрасте четырех лет, а когда его обнаружили спустя 3 года, он жил и действовал, как его “приемные родители”. Так как прошло слишком мало времени, ребенка смогли вернуть в общество.

Причина появления феральных детей

Слишком часто в наше время упоминаются дети, которых воспитали животные. Связано это в большинстве случаев с равнодушием, безалаберностью или жестокостью их родителей. Примеров тому масса:

  • Девочка из Украины, выросшая в будке у собаки. С 3 до 8 лет она жила с собакой, где оставили ее родители. За такой короткий период малышка стала ходить, как собака, лаять и вести себя, как ее пес.
  • Мальчик 6 лет из Волгограда, воспитанный птицами, умел только чирикать и хлопать руками, как крыльями, когда проявлял эмоции. Он ел птичий корм, будучи закрытым собственной матерью в комнате с попугаями. Сейчас ребенок проходит реабилитацию у психологов.

Подобные случаи имеют место в наше время в крупных городах и небольших поселках по всему миру: в странах Африки, Индии, Камбоджи, в России, Аргентине и других местах. И что самое страшное, сегодня несчастных находят не в лесах, а в домах, будках животных и на помойках - рыскающих в поисках еды.

Все мы знаем историю “Маугли” Киплинга, и у нее есть реальные прототипы и случаи воспитания детей в диких условиях.

Детей, выросших в диких условиях без контакта с человеком называют “феральными”, они выросли в полной социальной изоляции, вне контакта с людьми, не испытывали заботу, не слышали человеческую речь.

Они представляют большой интерес для исследователей в области психологии и социологии. Если до изоляции от общества у таких детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Но если первые 3,5-6 лет жизни ребенок находился в изоляции, то в дальнейшем он практически не может освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни .

В мире описано несколько подобных случаев, самые интересные из которых мы приводим в этой статье.

Хаузер Каспар

Иоганн Георг Ламинит. «Каспар Хаузер»

Ка́спар Ха́узер (он же Каспар Гаузер, Kaspar Hauser, Casparus Hauser), прозванный «Дитя Европы» (предположительная дата рождения: 30 апреля 1812) - известный своей таинственной судьбой найдёныш, одна из загадок XIX века. Юноша, практически не умевший ходить и говорить, был найден в Нюрнберге в 1828 году.

В скором времени Каспар стал знаменит. «Лесные дети» в это время были как раз модным и обсуждаемым феноменом, у всех на слуху ещё оставалась история Виктора, дикого мальчика из Аверона, умершего как раз в год появления Каспара. Новость распространилась мгновенно, дойдя до Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии. Газеты перепечатывали репортажи друг у друга и наперебой гадали, кем может быть найдёныш на самом деле. К Каспару началось подлинное паломничество, люди шли буквально толпами, чтобы увидеть новое чудо. Кто-то удовлетворялся тем, что просто смотрел или обсуждал его с приятелями, кто-то пытался объясниться (словами или жестами), подспудно обучая Каспара новым для него навыкам и обычаям, принятым в человеческом обществе.

Судя по документам той эпохи, Каспар в момент своего первого появления был юношей около 1,5 м роста, пропорционально сложенным, широким в плечах.

Когда Каспар плакал, его лицо искажалось гримасой, когда был доволен, улыбался словно младенец. Большие голубые глаза были яркими и живыми, но вначале совершенно лишёнными выражения. Также, словно младенец, он почти не мог пользоваться руками, в обычном положении держа пальцы растопыренными в разные стороны, соединив большой палец с указательным в кольцо. При необходимости взять какой-нибудь предмет он действовал всей рукой. Что касается ходьбы, то двигался он с огромным трудом, покачиваясь и сразу же делая следующий шаг, чтобы избежать падения. Малейшее препятствие немедленно заставляло его спотыкаться и падать. Подниматься и спускаться по лестнице он долгое время не мог без посторонней помощи. Осмотр врача показал особенности костей коленей, которые могли быть вызваны многолетним сидением.

Разум Каспара действительно представлял собой tabula rasa . Как новорождённый, Хаузер видел вокруг себя лишь мельтешение цветовых пятен и форм. Всех людей без различия пола и возраста найдёныш именовал «Bua» (то есть «мальчик»), различая их по одежде, причём явное предпочтение отдавал ярким женским платьям, и как-то раз даже пожалел, что сам не родился девочкой. Вся остальная живность - как животные, так и птицы - была для него «лошадками» (Ross). Словарь его был крайне бедным и не превышал 50 слов. О существовании внешнего мира и каких-либо живых существ до 16 лет Каспар не имел ни малейшего представления.

Желудок Каспара не был приспособлен к иной пище и питью, чем вода и чёрный хлеб, запах любой другой пищи (за исключением запаха укропа, тмина и аниса) вызывал у него отвращение. Попытка подмешать к воде пару капель вина или кофе кончалась тем, что у Каспара начиналась рвота, на теле выступал обильный пот, и ещё какое-то время он мучился головной болью.

Со временем он восстановил способность говорить и по рассказам самого Каспара, замок Бойгген, неподалёку от Базеля, и звучание венгерского и немецкого языков вызывали у него смутные воспоминания детства. По восстановленным событиям в возрасте 3 или 4 лет юный Каспар был заключён неизвестным в подземную камеру, где прожил в полном одиночестве до 16 лет.

Количество новых впечатлений подавляло Каспара. Он признался, что хотел бы снова оказаться в своей подземной каморке, где у него «никогда не болела голова». На замечание фон Фейербаха, что «человек, который с ним был» - преступник и достоин тюрьмы, он тут же возразил, что этот человек не сделал ему ничего плохого, при том что лишил сведений о внешнем мире.

Акварельный рисунок, выполненный Каспаром.

Народная молва упорно считала Каспара наследным принцем баденского престола, похищенным из колыбели (официально «умершим»), чей трон занял узурпатор. Окончательного ответа, кем был на самом деле Каспар Хаузер, нет до нынешнего времени.

Он был убит неизвестным спустя пять лет после обнаружения. Несмотря на все усилия и огромную награду, назначенную баварским королём, ни подлинное имя, ни происхождение Каспара, ни причину его убийства, ни личность убийцы установить так и не удалось.

Виктор из Аверона

Портрет Виктора с обложки книги о нём.

Викто́р из Аверо́на (он же “Дикий мальчик из Аверона”, “Аверонский дикарь”), родившийся около 1788 года, возможно, в департаменте Тарн, и умерший в 1828 году в Париже, - французский дикий ребёнок.

Виктор был найден в возрасте примерно 12 лет. После обнаружения он переходил от одних людей к другим и сбегал из цивилизации около 8 раз. В конце концов он был передан молодому врачу Жану Марку Гаспару Итару, который занимался с мальчиком в течение 5 лет и дал ему имя Виктор.

Итар был заинтересован в обучении Виктора: он разработал процедуры, чтобы научить мальчика словам и записывал его прогресс. На основе своей работы с Виктором врач вышел на новый уровень в образовании отстающих в развитии.

О Викторе делали всевозможные гипотезы, даже самые нелепые. В частности, оставалось неясным: была ли его умственная отсталость вызвана его изоляцией или же изначальная психическая неполноценность привела к отказу от него в возрасте 2 лет.

С целью изучения дикого ребёнка министр Люсьен Бонапарт потребовал его передачи в Париж. Виктор был доставлен в «Национальный институт глухонемых» в Париже, которым в то время руководил аббат Рош Амбруаз Кюкюрон Сикар, выдающийся авторитет в сфере образования глухих. Сикар и другие члены общества считали, что изучая и вместе с этим воспитывая мальчика, они получили бы доказательства, необходимые для популяризации недавно сформулированной эмпирической теории познания.

В контексте эпохи Просвещения, когда многие обсуждали, что именно отличает человека от животного, одним из самых значимых факторов считалась возможность выучить язык.
Но, несмотря на воздействие общества и обучение, Виктор добился лишь небольшого прогресса в институте под руководством Сикара.

Никто больше не верил в возможность социализации Виктора. Психиатр Филипп Пинель, врач больницы Bicetre, сделал доклад об этом диком ребёнке, в котором дал своё заключение о нём как о психически больном, идиоте с рождения. После того, как Сикар разочаровался в отсутствии прогресса у мальчика, Виктору пришлось в одиночестве бродить по учреждению, пока Жан Итар, молодой студент-медик не решил забрать его к себе домой.

Он принял Виктора в свой загородный дом, чтобы заниматься его развитием и составлять отчёты о его прогрессе. Он опубликовал статью в том же году и отчёт в 1806 году о своей работе с Виктором из Аверона. Итар считал, что две вещи отличают людей от животных: эмпатия и язык. Он хотел социализовать Виктора, научить его говорить и выражать человеческие эмоции. Виктор показал значительный прогресс на раннем этапе в понимании языка и чтении простых слов, но не смог продвинуться дальше элементарного уровня.

В то время как Виктор не смог говорить на языке, которому Итар пытался его научить, он, кажется, действительно продвинулся в своем поведении по отношению к другим людям. Однажды вечером в доме Итара экономка, мадам Герен сидела за столом и плакала по своему умершему мужу. Виктор прекратил своё занятие и продемонстрировал утешительное поведение по отношению к ней. Итар сделал сообщение об этом прогрессе.

Однако, Итар так и не смог заставить Виктора говорить, что он считал своим личным провалом.

В 1811 году Виктор был передан мадам Герен, проживающей в доме Impasse des Feuillantines в Париже, которая получала ежегодное содержание в 500 франков и опекала его в течение 17 лет до его смерти в 1828 году.

Мари-Анжелик ле Блан

Изображение Мари Анжелик ле Блан.

Мари́-Анжели́к Мемми́ ле Бла́н родилась около 1712 года в Новой Франции и умерла в Париже в 1775 году (прожила около 63 лет) - коренная американка, ставшая впоследствии монахиней ордена Августинок, знаменитостью века Просвещения и вошедшая в историю как дикий (феральный) ребёнок.

Мари-Анжелик прожила 10 лет в лесу (примерно со своих 9 лет и до 19-летнего возраста), в отрыве от цивилизации, лишенная человеческого общения. Однако позже она сумела научиться чтению и письму - исключительный случай у диких детей. Возможно это благодаря тому, что она попала в изоляцию уже в более позднем возрасте.

Впрочем, её случай более спорный, чем у других диких детей, поэтому некоторые видные современные учёные считают его полностью или частично вымышленным. Но по мнению французского врача и писателя Сержа Ароля, автора книги «Мари-Анжелик. Выживание и восстановление ребёнка, проведшего 10 лет в лесу» она единственный дикий ребёнок, чьё выживание в лесу в течение десяти лет прошло проверку подлинности в обширных собраниях архивов, в том числе, в документах, хранящихся в Секретном Архиве Ватикана.

Основанием для этого заключения послужили сведения о повадках Мари-Анжелик в тот период, когда на неё открыли настоящую охоту, пытаясь изловить. Она плавала и лазала по деревьям, иногда действовала с невероятной жестокостью. Для пропитания ловила рыбу и зверей, в её обычный рацион входили растения и мясо дичи, - всё это она употребляла сырым. Впоследствии от пищи варёной или жареной ей становилось плохо. Эти привычки служили доказательством того, что период её жизни вне общества был продолжителен.

Обнаружили Мари в сентябре 1731 года: девочка 9-10, страдающая от жажды, в сумерки вышла к селению Сонжи. У неё были босые ноги, покрытое тряпьём и шкурами тело, волосы под колпаком из тыквы, лицо и руки чёрные, как у негритянки. Она была вооружена короткой и толстой палкой с наконечником в форме булавы. Первые, которые её увидели, бросились бежать с криками. Кто-то спустил на неё мастифа, вооружённого ошейником с железными шипами. Дикарка нанесла ему такой страшный удар по голове, что он свалился замертво к её ногам. Торжествуя свою победу, она попрыгала несколько раз по туловищу собаки. Затем она попыталась открыть дверь, и, не добившись успеха, ушла назад за селение в сторону реки и забралась на дерево, где спокойно заснула.

Ее решили взять её голодом: поставив под дерево женщину с рыбой и корнеплодами в руках, показывающую ей дружелюбие. В конце концов дикарка спустилась вниз, а женщина стала медленно отходить, чтобы спрятавшиеся рядом мужчины успели подбежать и схватить её. Приведённая на кухню замка, она бросилась на пищу, которую ей предложили, и, в присутствии виконта, быстро содрала кожу с кролика и стала есть его сырым.

После неоднократного мытья кожа пленницы оказалась светлой, у неё были голубые глаза, а пальцы на руках, особенно большие, были непропорционально длинные. Она обнаруживала некоторые признаки поведенческой регрессии: опускалась на четвереньки, чтобы пить воду втягивая её, как это делает корова, у неё наблюдалось постоянные боковые движения глаз, похожие на нистагм, по причине жизни в состоянии перманентной бдительности. Она очень хорошо плавала, в том числе в зимний период.

Мари не разговаривала, отказывалась спать в постели, и её желудок переваривал только сырую пищу. Её пытались приучить к обычной еде: из учтивости она могла поесть немного хлеба, но потом её сильно рвало, и она начала слабеть. Поэтому ей разрешили есть сырое мясо; ей приносили курицу или живого кролика, у которых она сосала тёплую кровь, действовавшую, по её собственному признанию много лет спустя, «как бальзам, который растекался повсюду и восстанавливал мои силы».

Виконт д’Эпинуа отдал Мари на воспитание монахиням Шалона, которые терпеливо приобщали её к культуре, там она начала получать образование и обрела речь. В последующие годы она жила в 6 монастырях других четырёх городов Шампани. 16 июня 1732 года она приняла крещение и получила имя Мари-Анжелик Мемми и фамилию Леблан.

Джини

Эта душераздирающая история произошла уже в современном мире. Джи́ни родилась 18 апреля 1957 года в Калифорнии, США.

Власти обнаружили Джини в 1970 году, первые 13 лет и 7 месяцев своей жизни она провела в запертой комнате, пребывая практически в полной социальной изоляции. Случай вызвал значительный интерес у психологов, лингвистов и других учёных.

Джини - не настоящее имя девочки, а псевдоним, данный исследователями для того, чтобы гарантировать ей некоторую анонимность. По словам лингвиста Сьюзан Кёртис, работавшего с Джини, девочка была подобна джинну из бутылки, который, миновав детские годы, внезапно возник в обществе. «У неё не было того, что у людей называется детством», - сказала Кёртис.

У родителей Джини - Дороти Оглсби и Кларка Уайли было четверо детей, из которых выжили двое - Джини и её старший брат Джон. Первые двое скончались при невыясненных до конца обстоятельствах. Своего первого ребёнка - девочку, которая раздражала его плачем, - Кларк Уайли завернул в одеяло и поместил в ящик стола, стоявшего в гараже. После этого в возрасте 2,5 месяцев ребёнок умер от пневмонии. Второй ребёнок, мальчик, умер вскоре после рождения, захлебнувшись собственной слюной.

На протяжении первых шести месяцев жизни Джини регулярно осматривал педиатр. Согласно медицинским записям, Джини на протяжении этого периода была нормальным ребёнком. В возрасте 14 месяцев Джини был поставлен диагноз «острая пневмония»; после осмотра лечащий врач заявил о том, что она проявляет признаки «вероятной задержки умственного развития». Это предположение стало поворотным в жизни Джини: отец девочки изолировал её в одной из комнат своего дома от контактов с матерью и старшим братом.

Первые 12 лет своей жизни Джини провела в запертой комнате. Днём отец надевал на неё подгузники и привязывал к детскому стульчику. На ночь он фиксировал девочку при помощи самодельной смирительной рубашки и помещал ребёнка в металлический вольер. Кларк Уайли кормил девочку только детскими смесями на молоке и общался с ней, преимущественно имитируя собачий лай и рычание. Каждый раз, когда она пыталась говорить, он избивал её палкой. Игрушками для Джини служили полиэтиленовые плащи, висевшие в комнате, и пустые катушки из-под ниток. Уайли не переносил шума, и поэтому в доме не было ни радиоприёмника, ни телевизора. Мать девочки и её брат, опасаясь Кларка, разговаривали шёпотом.

Кларк предполагал, что Джини скончается до наступления двенадцатилетнего возраста. Он говорил Айрин, что женщина сможет обратиться за медицинской помощью для Джини, когда последней исполнится 12. Однако позже Уайли отказался от своих слов. В 1970 году 50-летняя Айрин ушла от мужа, взяв с собой дочь, которой на тот момент было 13 лет. К этому времени их сын Джон уже сбежал из дома.

Позже супругам Уайли были предъявлены обвинения в жестоком обращении с ребёнком. Незадолго до начала судебного заседания Кларк Уайли покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в правый висок.

Полицейский Линли, который производил арест Айрин и Кларка Уайли, вспоминает: «Джини спала в вольере из проволочной сетки, закрытом на замок. Это была клетка для ребёнка. Окно комнаты было задрапировано алюминиевой фольгой, отражающей солнечный свет. В комнате было темно, как в шахте ночью».

На момент её обнаружения 13-летняя Джини носила подгузники и практически не владела речью. Когда Джини поместили в детскую больницу, её вес составлял около 27 кг при росте 1,37 м. Она не умела бегать, не могла полностью выпрямить руки и ноги и поэтому ходила, испытывая значительные затруднения.

“Кроличья походка” Джини:

Девочка не реагировала на температуру окружающей среды, не была приучена к туалету, не умела жевать, не контролировала слюнотечение и постоянно плевалась, тело и одежда девочки были покрыты слюной.

В результате того, что в течение длительного времени ребёнок был зафиксирован в сидячем положении, на её ягодицах образовались массивные мозоли.

У Джини оставался целый ряд привычек, приобретённых в ранние годы жизни. У девочки происходило неконтролируемое мочеиспускание, когда что-то очень заинтересовывало или волновало её. Кроме того, она «неумеренно мастурбировала».

Тесты показали, что по умственному развитию она находится на уровне годовалого ребёнка. Поначалу она могла распознавать только собственное имя и слово «sorry» («извини»). Через некоторое время девочка стала произносить две фразы, которые, по оценкам специалистов, имели ритуальный характер: «stopit» и «nomore» («хватит» и «не надо»).

Несмотря на то, что поначалу в лексиконе Джини присутствовало менее 20 слов, врачи описывали её как «очень общительного» ребёнка. По словам Кёртис, если Джини не удавалось выразить мысли при помощи слов, то она использовала жесты. Кроме того, девочке нравилось, когда её гладили и обнимали. Если её что-то расстраивало, то девочка реагировала «беззвучным криком», но со временем она стала «выражать свои эмоции вполне открыто».

За первые 7 месяцев, прошедшие после освобождения, Джини научилась распознавать, предположительно, немного более сотни новых слов и начала говорить. Кёртис вспоминает, что как-то раз они с Джини пришли в гости к одному психологу, и девочка принялась за исследование комнат его дома. Внимание Джини привлекла декоративная подушка. На вопрос «что это?» девочка ответила «pillow» («подушка»). Затем девочку спросили, не хочет ли она посмотреть на кота. Джини ответила «No. No. Cat» («Нет. Нет. Кот») и резко покачала головой. Тем не менее, преимущественно ребёнок молчал.

Поначалу Джини подобно детям, которые только начинают говорить, произносила фразы, состоящие из одного слова. В июле 1971 года она начала объединять в одной фразе уже по два слова: «big teeth» («большие зубы»), «little marble» («маленький шарик»), «two hand» («два рука»).

В отличие от нормальных детей, Джини никогда не задавала вопросов, хотя и предпринимались неоднократные попытки обучить её этому. Также она не смогла освоить грамматику, а развитие её речевых навыков было чрезвычайно заторможенным. Как правило, через несколько недель после того, как ребёнок начинает произносить фразы из двух слов, происходит резкий скачок, и его речевые навыки начинают активно развиваться. С Джини такого не произошло. Даже после 4 лет обучения её речь напоминала «искажённый телеграфный стиль». Девочка оказалась неспособна связывать несколько слов в осмысленные предложения при помощи союзов и служебных частей речи.

В 1967 году Эрик Хайнц Леннеберг - психолог Гарвардского университета - выдвинул так называемую гипотезу критического периода. Леннеберг утверждал следующее: существует определённый возрастной порог, после достижения которого овладение языковыми навыками не представляется возможным. Согласно Леннебергу, критический период наступает в возрасте около 2 лет, а заканчивается с завершением периода полового созревания. Миновав критический период, человек оказывается не в состоянии овладеть первым языком. Джини частично опровергла эту гипотезу.

Кёртис сообщает, что особенно хорошо девочка справлялась с заданиями, направленными на проверку функций правого полушария. В частности, Джини отлично прошла так называемый «тест Муни», который заключался в следующем: испытуемой демонстрировали чёрно-белые, очень контрастные картинки, некоторые из которых изображали человеческие лица, а некоторые являлись абстрактными фигурами. Задача пациентки заключалась в том, чтобы распознать, на каких картинках изображены лица. По словам Кёртис, Джини «показала наилучший результат среди детей и взрослых из всех случаев, когда-либо описанных в литературе».

На протяжении 1971-1979 гг. Кёртис проводила, кроме того, тесты, целью которых было определение уровня интеллекта Джини. Кёртис отмечает, что IQ её подопечной значительно вырос за это время. В частности, в 1971 году Джини, пройдя тест, разработанный специально для глухих детей и не требующий вербальных инструкций, набрала 38 баллов; в 1972 году - 53 балла; в 1974 году - 65 баллов; а в 1977 году - 74 балла. Тем не менее, в заданиях, связанных с функциями левого полушария головного мозга, она добилась гораздо меньшего успеха.

Джини проживала в разных приёмных семьях (одна из них была глубоко религиозной), где она постепенно регрессировала. В 1975 году Джини исполнилось 18 лет. В том же году исследование было прекращено, а вскоре ее мать Айрин Уайли, добившись снятия выдвинутых против неё обвинений в жестоком обращении с ребёнком, изъявила желание взять Джини под свою опеку.

Ей было предоставлено это право, но через несколько месяцев совместного проживания Айрин поняла, что не может выполнять свои обязанности, и отказалась от дальнейшей опеки над Джини. По словам Дэвида Риглера, Джини была счастлива, когда проживала со своей матерью.

В 1979 году Айрин Уайли подала исковое заявление против детской больницы и членов исследовательской группы (в том числе и против Сьюзан Кёртис). Айрин от своего имени и от имени Джини обвинила медиков и учёных в разглашении «частной и конфиденциальной информации», касающейся её и её дочери. Согласно исковому заявлению Айрин Уайли, члены исследовательской группы подвергли девочку «чрезмерным и возмутительным» экспериментам, целью которых была не реабилитация пациентки, а извлечение личной и материальной выгоды.

Сьюзан Кёртис продолжала работать с Джини на добровольной основе, но решением суда ей было запрещено посещать её пациентку. В 2008 году Кёртис в интервью ABC News сообщила, что на протяжении последних 20 лет она пыталась разыскать Джини, но её попытки оказались безрезультатными.

В 2008 году американские СМИ сообщили о том, что некий человек, «занимавшийся исследованием жизни Джини», установил её местонахождение, воспользовавшись услугами частного детектива. По словам этого лица, пожелавшего сохранить анонимность, в 2000 году Джини содержалась вместе с 6-8 другими пациентками в частном специализированном заведении для взрослых. «У меня есть отчётные ведомости её расходов. Там присутствуют, например, счета за такие вещи, как купальник, полотенце, хула-хуп и Walkman. Это так трогательно. Но там ей хорошо», - заявил аноним.