Максимальный возраст на госслужбе. Каким возрастом ограничена государственная гражданская служба? Предельный возраст пребывания на гражданской службе

С каждым годом дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ увеличивается, на его покрытие ежегодно из Федерального бюджета направляются миллиарды рублей. Чтобы сократить затраты государственного бюджета Правительство РФ прибегает к разным методам решения данной проблемы. Так, например, финансовый и экономический блоки Правительства настаивают на необходимости увеличения пенсионного возраста для всех граждан РФ , в то время, как соцблок выступает резко против данной инициативы. Окончательно данный вопрос еще не решен, а пока Правительство РФ прибегает к другим методам сокращения затрат - это бессрочное прекращение индексации пенсий работающим пенсионерам , «заморозка» пенсионных накоплений , повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих

Многие эксперты уверены в том, что увеличение пенсионного возраста госслужащим - это подготовительный этап к соответствующей мере для всех категорий граждан РФ.

Федеральный закон о повышении пенсионного возраста госслужащим № 143 от 23.05.2016 года внес изменения в ФЗ №3 от 08.05.1994 года и вступил в силу 01.01.2017 года.

Данный законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих был принят Госдумой 11.05.2016 года и получил одобрение в Совете Федерации 18.05.2016 года. Отдельного указа президента о повышении пенсионного возраста нет, руководствоваться для определения, относитесь вы к госслужащим или нет, надо Указом Президента РФ от 31.12.2005 №1574 в редакции от 26.01.2017 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Закон о продлении пенсионного возраста госслужащим вводит в действие новые условия и порядок пенсионного обеспечения тех граждан, которые занимают должности государственной и муниципальной службы в РФ и ее субъектах.

Стоит отметить, что законопроект об увеличении пенсионного возраста для госслужащих предусматривает право субъектов и муниципальных органов самоуправления самостоятельно устанавливать размер пенсионных выплат и доплат к пенсиям, определять требования к продолжительности работы и т.д. для граждан, которые ведут государственную и муниципальную службу. При этом все соответствующие расходы на данные инициативы полностью возлагаются на муниципальные бюджеты.

Пенсионный возраст госслужащих в России с 2017 года

До принятия ФЗ о повышении пенсионного возраста госслужащим, он составлял для женщин 55 лет, а для мужчин - 60 лет. Это общеустановленные возрастные нормы в РФ для наступления пенсионных оснований по старости. С 2017 года требования к пенсионному возрасту госслужащих в России увеличились и составили для мужчин и для женщин 65 и 63 года соответственно.

По данным госстатистики эти изменения затронули более 1 миллиона граждан, занимающих должности в государственных, региональных и муниципальных органах власти, а также депутатов и сенаторов. А также более 70 тысяч чиновников, которые уже в ближайшее время должны были отправиться на пенсию.

Стоит отметить, что увеличение пенсионного возраста для госслужащих будет проходить постепенно, ежегодно увеличиваясь на полгода в переходный период, пока не достигнет максимальных показателей. Для мужчин-госслужащих он будет достигнут к 2026 году, а для женщин, занимающих должность чиновника, к 2032 году.

Год назначения пенсии

Возраст выхода на пенсию

60 лет 6 мес.

55 лет 6 мес.

61 год 6 мес.

56 лет 6 мес.

62 года 6 мес.

57 лет 6 мес.

63 года 6 мес.

58 лет 6 мес.

64 года 6 мес.

59 лет 6 мес.

60 лет 6 мес.

61 год 6 мес.

62 года 6 мес.

2031 и последующие

Какие госслужащие попадают под повышение пенсионного возраста

После того, как закон о повышении пенсионного возраста госслужащим вступил в силу стал вопрос о том, кто именно относится к данной категории?

Данный ФЗ и изменения, внесенные им, затронули чиновников всех уровней:

  • лиц, замещающих государственную должность в РФ и ее субъектов;
  • лиц, замещающих на постоянной основе муниципальные должности;
  • лиц, которые занимают должности гос. гражданской и муниципальной службы.

К ним относятся: работники ФНС, служб занятости населения, управление статистики, управления фед. казначейства, судебных органов, органов исполнительной власти - приставы, Рослеснадзора и т.д.

Сотрудники бюджетных организаций (учителя, врачи, воспитатели детских садов, преподаватели государственных вузов и сотрудники НИИ), а также рядовые сотрудники различных органов власти (уборщицы, программисты и т.д.) к этой категории не относятся и под повышение пенсионного возраста госслужащих не подпадают.

Продление пенсионного возраста госслужащим

У госслужащих с 2017 года увеличился не только пенсионный возраст, но и ряд других возрастных требований, которые учитываются при назначении данной категории граждан пенсионного обеспечения.

Так наравне с пенсионным возрастом увеличился максимально возможный период для ведения государственной службы. Теперь он составляет 65 лет, но может быть увеличен до 70 лет по обоюдному согласию работника и работодателя, после заключения срочного трудового договора.

Также увеличился минимальный стаж для госслужбы, достижение которого дает чиновнику право на пенсию по выслуге лет и назначение ежемесячной доплаты к пенсии, до 20 лет (ранее он составлял 15 лет). Он, так же, как и требования к пенсионному возрасту, будет увеличиваться постепенно и достигнет максимума к 2026 году.

Все госслужащие имеют право на пенсию по выслуге лет, выплачиваемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), а также при досрочной пенсии, если стаж чиновника составляет не менее указанного в таблице периода, в год назначения пенсии.

Стоит отметить, что все указанные изменения не касаются тех граждан, которые уже получили право на пенсию за выслугу до 01.01.2017 года.

Пенсионный возраст для госслужащих в 2017 году

Помимо вышеуказанных изменений, в 2017 году увеличились требования к минимальной продолжительности полномочий членов Федерального Собрания и депутатов Госдумы с 1 года до 5 лет. Для депутатов - этот период составляет время службы в течение одного созыва Думы. Выполнение данного требования дает право членам и депутатам на дополнительную выплату к страховой пенсии в размере 55%. Для получения повышенного размера выплаты (75%) необходимо выполнять данные полномочия от 3 до 10 лет.

Повышение пенсионного возраста для государственных служащих – одна из мер по сокращению затрат ПФР. Уже в 2017 году это позволит сэкономить внебюджетному фонду 600 млн рублей, которые будут направлены на исполнение других обязательств ПФР перед нынешними пенсионерами.

у меня срочный контракт заключен с формулировкой » до достижения предельного возраста нахождения на госслужбе, до 1 августа 2017 года». Мне будет 60 лет. Меня могут уволить 1 августа, или контракт продлевается до достижения 63 лет Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Положен ли мне песочный отпуск, если основание увольнения по достижении предельного возраста?
  • Можно ли отказаться от ипотеки и получить ЕДВ при увольнении по достижению предельного возраста?

Ответы юристов (2)

  • Все услуги юристов в Москве Составление жалоб Москва от 3000 руб. Взыскание компенсаций больничного Москва от 15000 руб.

Статья 25.1. предельный возраст пребывания на гражданской службе

Повышение пенсионного ценза Власти несколько лет говорили о необходимости повысить предельный возраст работающих граждан. Реформу начали с госсектора. В частности, с 1 января 2018 года изменился Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В новой редакции в числе прочего уточняется, каков предельный возраст пребывания на гражданской службе. Для рядовых чиновников он увеличился с 60 до 65 лет.

Если лицо занимает должность советника или помощника, можно трудиться дольше – до конца срока возложенных на него полномочий. Для этого понадобится письменно оформленное решение представителя нанимателя, а также письменное согласие самого работника.

Особые условия предусмотрены и для руководителей.

An error occurred.

ПИСЬМО от 9 августа 2011 года N 17-3/1545 [О возрастных ограничениях для поступления на гражданскую службу] В Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрено письмо. Согласно ст.21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом.
Нормы, устанавливающей возрастные ограничения для поступления на гражданскую службу, в данной статье не содержится. Вместе с тем ч.1 ст.25.1 Федерального закона устанавливается предельный возраст пребывания на гражданской службе, который составляет 60 лет.

О возрастных ограничениях для поступления на гражданскую службу

В случае несогласия гражданского служащего продолжить государственно-служебные отношения или отсутствия согласия представителя нанимателя на продолжение с гражданским служащим государственно-служебных отношений в соответствии с п.4 ч.2 ст.39 Федерального закона служебный контракт прекращается, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Оснований для поступления на гражданскую службу гражданина Российской Федерации, которому исполнилось 60 лет, Федеральный закон не содержит, в связи с чем он не может быть принят на гражданскую службу.

Справочная

Государственному гражданскому служащему (далее — гражданский служащий), достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица.

Увеличен пенсионный возраст чиновников

Указанный предельный возраст может быть продлен гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. При этом, федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с их согласия может быть продлен до достижения ими возраста 70 лет.


Кроме того, изменения коснулись минимального трудового стажа лиц, замещающих должности в аппаратах государственных, региональных и местных органов власти – с 15 до 20 лет увеличена продолжительность стажа государственной гражданской службы, дающего право на установление пенсии за выслугу лет. Федеральный закон от 23 мая 2016 г.

Пенсионный возраст для госслужащих в россии

Расчет пенсии по среднемесячному окладу Среднемесячный заработок рассчитывается, исходя из среднемесячного денежного оклада, включающего следующие виды выплат:

  • оклад за месяц в соответствии с должностью;
  • оклад за звание;
  • надбавка за выслугу лет;
  • любые виды премий;
  • единовременная выплата отпускных, материальной помощи.

Исходя из этого, в расчет берется полная зарплата, а не только ее основной оклад. В расчет не попадают периоды, когда не было оплаты: отпуска за свой счет, период нетрудоспособности.
Если в это время были начисления, то их при расчете пенсии не учитывают. Расчет общей пенсии производится делением зарплаты за год на двенадцать.

Увольнение с госслужбы при достижении предельного возраста

Если в расчетный период попали дни, когда гражданин находился без денежного довольствия, то размер пенсии просчитывается делением полученной суммы на количество отработанных дней и умножением на среднее количество рабочих дней в месяце. Увеличение пенсионного возраста С 2017 года увеличен пенсионный возраст для госслужащих.
Законопроект был принят весной 2016 года. Теперь пенсионный возраст граждан, работающих в государственных и федеральных учреждениях, наступает по достижении 63 и 65 лет у женщин и мужчин соответственно. Однако к таким показателям решено идти постепенно, ежегодно увеличивая возраст выхода на пенсию на полгода.

В 2017 году возраст должен составлять 55.5 и 60.5 лет. К 2026 году возраст выхода на пенсию госслужащих мужчин будет достигнут.

Женщины придут к новым данным только к 2032 г.

Ограничения по возрасту на государственной службе

Стаж, так же как и возраст, будет увеличиваться постепенно, по полгода. Год выхода на пенсию, возраст и стаж В заключение стоит подметить, что для года выхода на пенсию необходимо иметь нужный стаж, соответствовать установленному законом возрасту:

  • 2017 – женщины 55.5, мужчины 60.5 лет, стаж 16 лет.
  • 2018 – женщины 56, мужчины 61, 16.5 лет.
  • 2019 – женщины 56.5, мужчины 61.5, стаж 17.
  • 2020 – женщины 57, мужчины 62, стаж 17.5.
  • 2021 – женщины 57.5, мужчины 62.5, стаж 18.
  • 2022 – женщины 58, мужчины 63, 18.5.
  • 2023 – женщины 58.5, мужчины 63.5, 19 лет.
  • 2024 – женщины 59, мужчины 64, 19.5.
  • 2025 – 59.5 и 64.5 соответственно, двадцать лет стажа.

С 2026 года стаж должен составлять не менее двадцати лет, а возраст мужчин достигнет отметки 65.

Нижняя палата российского парламента приняла в третьем чтении законопроект о повышении пенсионного возраста для «государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах и муниципальные должности» до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин (сейчас 60 и 55 лет соответственно).

Повышение не будет одномоментным — предусматривается, что со следующего года возраст выхода на пенсию для них будет возрастать на полгода в год, то есть максимальные значения будут достигнуты в 2032 году.

Согласно закону, страховую часть пенсии госслужащие смогут начать получать только по достижении чиновничьего пенсионного возраста, то есть позже большинства остальных граждан РФ. Впрочем, у них есть выбор — можно уволиться с госслужбы и оформить пенсию, что называется, на общих основаниях.

Однако продолжать работать чиновникам гораздо выгоднее, чем уходить на «заслуженный отдых».

В 2015 году средняя назначенная пенсия у федеральных гражданских служащих в целом по стране составляла 15,6 тыс. руб. (здесь и далее — данные ), а среднемесячная зарплата — 33,5 тыс. руб. Это неплохое соотношение, оно даже чуть выше, чем в целом по стране, где средняя пенсия по старости в прошлом году равнялась 11,6 тыс. руб., а средняя зарплата — 33,9 тыс. руб.

Но вот для тех, кто работает в государственных органах субъектов Федерации (их в прошлом году насчитывалось 207 тыс. человек против 505 тыс. «федералов»), пенсия уже значительно менее привлекательная альтернатива, ведь они получали по 52,3 тыс. руб. в месяц. А для сотрудников центрального аппарата министерств и ведомств, а таковых почти 40 тыс. человек, выход на пенсию (с увольнением) означает просто катастрофическую потерю в доходах. У них средняя зарплата в 2015 году составляла 111,3 тыс. руб. в месяц, то есть почти в десять раз превышала средний размер пенсий федеральных госслужащих. Больше всех получали сотрудники аппарата правительства (231,8 тыс. руб.), (217,179 тыс. руб.), (187,6 тыс. руб.), (173,9 тыс. руб.), (165,8 тыс. руб.), (148,2 тыс. руб.), Госдумы (137 тыс. руб.) и (130,9 тыс. руб.).

В связи с повышением пенсионного возраста увеличивается с 60 до 65 лет предельный возраст нахождения на государственной гражданской службе. Тем, кто занимает должности из категории «руководители», срок гражданской службы может быть продлен до 70 лет. Впрочем, опция продления срока гражданской службы была и в действующем ФЗ — по истечении всех возможных продлений по согласию сторон служащий мог остаться в госоргане «на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы».

Чтобы претендовать на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии), работать чиновникам придется не 15 лет, как сейчас, а 20, но получить ее они смогут также только по достижении пенсионного возраста.

Государство заинтересовано в повышении пенсионного возраста чиновникам. Во-первых, это позволяет экономить деньги на выплате пенсий госслужащим. Во-вторых, можно сохранить квалифицированные кадры, которых с каждым годом будет поступать на рынок труда все меньше из-за сокращения численности трудоспособного населения примерно на 1 млн ежегодно.

Стоит отметить, что пенсионные новации для госслужащих — это пробный шар новой пенсионной реформы, которую готовит правительство и . Одним из ключевых элементов преобразований, очевидно, станет повышение пенсионного возраста, но уже для всех граждан России. По большому счету сегодня дискуссия ведется вокруг даты начала повышения, его темпов и конечной планки.

Пока все идеи находятся в стадии обсуждения, решений ни по одному пункту не принято. Вероятнее всего, пенсионная реформа начнется, как и предполагал Алексей Кудрин, только после президентских выборов 2018 года.

Фе­деральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 2 ст. 21) закрепляет предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе - 65 лет .

В соответствии с частями 5, 6, 7 ст. 25 названного закона достижение предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе является основанием для прекращения служебного контракта с гражданским служащим по обстоятель­ствам, не зависящим от воли сторон. Вместе с тем, по решению представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего при достижении им предельного возраста с ним может быть заключен срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы. Следует также отметить, что служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, с граж­данским служащим, достигшим возраста 60 лет, перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

Проблема обновления и сменяемости управленческого персонала на государственной гражданской службе

Необходимость изменения возрастной структуры, сложившейся на государственной службе отмечалась и в федеральной програм­ме «Реформирование государственной службы Российской Фе­дерации (2003-2005 годы)», утвержденной указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336. В частности, согласно приведенным данным на 2002 г., средний возраст государственных служащих составлял 40 лет.

Лица пенсионного возраста среди государствен­ных служащих составляли 3,5 %. Более 30 % го­сударственных служащих имели возраст 50 лет и старше.

Основ­ная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет заме­щали государственные должности, отнесенные к старшим и млад­шим группам должностей (соответственно 49,6 % и 38,7 %). Высшие и главные государственные должности категории «В» замещали только 0,6 % государственных служащих в возрастедо 30 лет.

Такое положение приведет к тому, что в тече­ние 10 лет произойдет массовое высвобождение государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию. Таким образом, существует объективная необходимость создания правовой основы обновления и сменяемости управленческого персонала на государственной гражданской службе, в том числе путем закрепления нормы о предельном возрасте нахождения на гражданской службе.

Конкурс на замещение должности государственной службы

Как правило, назначению на должность государственной службы предшествует процедура конкурсного отбора. Конкурс может проводиться как при поступлении гражданина на государственную службу впервые, так и при переводе государственного служащего с одной государственной должности на другую вакантную государственную должность (на включение в кадровый резерв).

Подходы к проведению конкурсного отбора и связанных с ним процедур оценки профессиональ­ной служебной деятельности государственных гражданских служащих, проведения аттестации и квалификационных экзаменов закреплены в таких федеральных нормативных правовых актах, как:

· Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

Закрепленные в этих нормативных правовых актах новые нормы, регулирующие порядок проведения конкурса, аттестации, квалификационного экзамена, отчасти воспроизво­дят, но вместе с тем существенно корректируют и дополняют ана­логичные нормы ранее действовавшего законодательства о государственной службе.

Основные преимущества нового законодательства в области регулированияпроцедур оценки профессиональ­ной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Во-первых , установленные новым законодательством нормы регулируют порядок проведения конкурсного отбора, аттестации и квалификационного экзамена как в феде­ральных государственных органах, так и в государственных орга­нах субъектов Российской Федерации.

Во-вторых , нормы, регулирующие порядок проведения кон­курсов, аттестации, квалификационных экзаменов, отнесены только к одному виду государственной службы (к гражданской службе) и уточнены, исходя из установленного статуса гражданской службы в системе видов государственной службы, с уче­том изменения классификации должностей гражданской служ­бы, замены квалификационных разрядов государственных служа­щих на классные чины государственных гражданских служащих.

В-третьих , несмотря на открытый список исключений, новое законодательство прямо устанавливает, что поступление на граж­данскую службу, замещение вакантной должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Предусматри­вается также конкурсный порядок формирования кадрового резерва на гражданской службе.

В-четвертых , уточнена роль квалификационного экзамена (ра­нее – государственного квалификационного экзамена) в карьере гражданского служащего, в системе оценки его профессиональ­ного уровня.

В-пятых , предусмотрены текущая оценка деятельности граж­данского служащего (годовые отчеты о профессиональной слу­жебной деятельности) и учет результатов текущей оценки при проведении аттестации.

В-шестых , существенно расширены и конкретизированы ос­нования (критерии) оценки деятельности гражданского служащего при проведении аттестации, конкурса и квалификационного эк­замена.

В-седьмых , существенно уточнено и дополнено описание условий и процедур организации и проведения конкурсов, аттестации, квалификационных экзаменов.

В-восьмых , прямо установлено, что квалификационные тре­бования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской служ­бе Российской Федерации» и принятых в его исполнение указах Президента РФ предусмотрена возможность и в ряде случаев дальнейшего развития правового регулирования про­цедур организации и проведения конкурсов, аттестаций и ква­лификационных экзаменов, в том числе самими государствен­ными органами, проводящими конкурсы, аттестации, квалифи­кационные экзамены. В частности:

1. Нормативными правовыми актами федеральных и региональных государственных органов должны будут устанавливаться:

· квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданского служащего, необходимым для исполнения им должностных обязанностей (в составе должностного регламента гражданского служащего);

· состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы;

· методика проведения конкурса.

2. Правовым актом государственного органа целесообразно ут­верждать:

· выбор приемлемых для государственного орга­на, для различных групп и категорий должностей гражданской службы этапов деятельности конкурсных и аттестационных ко­миссий;

· методы, методики и процедуры проведения конкурсов;

· способы решения (процедуры и документы) других вопросов, возникающих в связи с организацией и проведением конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, а также текущей оценкой профессиональной служебной деятельности.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 22) устанавливает, что замещение должно­сти государственной гражданской службы осуществляется на конкурсной основе .

Законом также установлен исчерпывающий пере­ чень исключений из этого правила. При этом законодатель вы­деляет два случая:

· в первом случае конкурс на замещение долж­ности гражданской службы не может проводиться;

· во втором случае конкурс на замещение долж­ности гражданской службы может не проводиться.

Процедура конкурсного отбора на замещение должности государственной гражданской службы в настоящее время регламентируется Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Согласно Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденному этим указом, конкурс проводится в два этапа.

Первый этап

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы, перечень которых установлен ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, вышеупомянутым Положением в число документов, которые необходимо представить для участия в конкурсе, включается документ об отсутствии у гражданина заболевания , препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению

При участии в конкурсе гражданского служащего необходи­мые документы предоставляются кадровой службой государственного органа. При этом документы, представленные гражданином (т.е. впервые поступающим на государственную службу), подлежат проверке. Проверка же достоверности сведений, представленных гражданским служащим (т.е. уже занимающим должность государственной службы, но претендующим на другую вакантную должность государственной службы), осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Документы для участия в конкурсе представляются в государственный орган в течение одного месяца со дня объявления об их приеме.

Второй этап

Решение о дате, времени и месте проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после провер­ки достоверности сведений, представленных гражданами, изъявившими желание участвовать в конкурсе. Представитель на­нимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса сообщает о дате, времени и месте его проведения государственным служащим и гражданам, допущенным к участию в конкурсе.

Для проведения конкурса актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на ос­нове конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Рос­сийской Федерации методов оценки профессиональных и личнос­тных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание рефе­рата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата . Решение комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При этом, заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава .

В связи с применением процедуры конкурсного отбора при замещении должности государственной гражданской службы возникает ряд проблем. В частности, для того чтобы на основе конкурса действительно подбирались наиболее квалифицированные кадры и конкурс не сводился к формальной процедуре, нужна эффективная технология кадрового конкурса.

В России уже имеется некоторый опыт применения эффективных технологий кадрового конкурса.

Эффективные технологии проведения кадрового конкурса для поступления на государственную службу существуют в западно-европейских странах.

В субъектах Российской Федерации формируется собственная нормативная правовая база, регламентирующая процедуры кон­курсного обора на государственную гражданскую службу, так, например: постановление правительства Нижегородской облас­ти от 16.09.2005 № 203 «О формировании конкурсных комиссий»; Постановление губернатора Ставропольского края от 01.07.2005 № 357 «О Комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате правительства Ставропольского края»; постановление губернатора Челябинской области от 30.05.2005 № 260 «О конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение отдельных вакантных должностей государственной гражданской службы в правительстве Челябинской области, в органах исполнительной власти Челябинской области и для включения в кадровый резерв государственной гражданской службы Челябинской области»; постановление правительства Саратовской области от 12.05.2005 146-П «Вопросы конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области».

ТК не устанавливает предельного возраста для лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателями. Однако это правило не применяется к государственным гражданским служащим. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Установление возрастного критерия для поступления на государственную службу и нахождение на государственной службе не является дискриминацией и не нарушает закрепленного Конституцией принципа равного доступа граждан к государственной службе. Конституционный Суд РФ разъяснил, что принцип равенства, закрепленный Конституцией, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Следовательно, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 N 233-О, установление предельного возраста для нахождения на государственной должности государственной службы, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Установив предельный возраст пребывания на гражданской службе, законодатель определяет и условия действия служебного контракта до достижения возраста 65 лет. Если с гражданским служащим заключен служебный контракт на неопределенный срок, то по достижении 60 лет его контракт перезаключается на срочный служебный контракт. Срок перезаключения - от 1 года до 5 лет. В отличие от прежних правил закон не требует ежегодного перезаключения служебного контракта с гражданским служащим. Возможно перезаключение на любой срок в пределах от 1 года до 5 лет. Гражданский служащий, достигший 65 лет, подлежит увольнению с гражданской службы. Иное решение представитель нанимателя не вправе принять.

Вместе с тем представитель нанимателя с согласия гражданина вправе заключить с ним срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом его квалификации, результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, замещаемой должности и состояния здоровья. На гражданских служащих, заключивших трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, распространяются общие нормы трудового законодательства.