Развитие малышей на первом году жизни. Ползание. Когда ребенок не хочет двигаться Почему дети не хотят ползать

Они сдались. Десятилетняя Трихна из Бангладеш, двенадцатилетняя Дженифер из Македонии, тринадцатилетняя Кармен из Азербайджана. Их около 150, детей в возрасте от 4 до 17 лет. Все они из семей беженцев. В основном, это девочки, половина - из стран, прежде входивших в состав Югославии и Советского Союза, остальные - из таких государств, как Иран, Сирия, Турция и Алжир.

Они лежат здесь, в Швеции, в состоянии апатии на больничной койке, некоторые уже несколько месяцев назад прекратили есть и говорить, полностью уйдя в себя. Шестнадцать из них обследовались или будут обследоваться в детской психиатрической клинике Стокгольма, остальные - в детских больницах и клиниках по всей стране. Персонал их принудительно кормит, меняет им памперсы, регулярно поворачивает их, чтобы избежать появления пролежней.

У их состояния нет названия. Его называют то "феноменом", то болезнью, иногда "отсутствием контактности" или "апатией беженцев". Врачи в большинстве случаев беспомощны, прежде всего тогда, когда это касается случаев, при которых подобное состояние сохраняется на протяжении более 40 недель.

До сих пор, по данным детской шведской гуманитарной организации Rädda Barnen, такое заболевание нигде и никогда не встречалось, в научной литературе оно не описано. Кроме того, похоже, оно почти что неизвестно вне Швеции. Больных детей, скорее всего, можно сравнить с жертвами войн и травматических переживаний, которые затем бессмысленно носились по округе, словно зомби. "Однако в отличие от детей здесь, в Швеции, такие дети просто не ложатся. Потому что они знают, что тогда они умрут", - говорит Гун Годани, психолог из Rädda Barnen.

Годани наблюдала этих апатичных детей беженцев и недавно на семинаре рассказала о некоторых из них. Тринадцатилетняя девочка из Чечни, которая лежит уже шесть месяцев в одной и той же позе на кровати - ее искусственно кормят, глаза у нее закрыты, на прикосновения она не реагирует. Если ее пытаются поставить на ноги, "она падает, как увядший цветок". В настоящее время ведомство по делам иностранцев ждет, когда ее вместе с семьей можно будет выдворить из страны.

Недавно такую же девочку в состоянии апатии выслали в Боснию. Теперь она живет в Баня-Луке. "Эти дети сдались. Они не знают, что с ними происходит. Их родители - нередко инвалиды, которые больше не имеют возможности заботиться о своих детях".

Гун Годани горько замечает: "Наши методы не помогают, мы не знаем, что нам делать. Эти дети нуждаются помощи, когда приезжают сюда. Но лечат их только тогда, когда их отправляют на освидетельствование".

Состояние этих детей, очевидно, прямо связано с процессом поиска убежища для семьи или причинами, подтолкнувшими их родственников к этому шагу. Родители двенадцатилетней Дженифер прибыли в Швецию на Рождество в 2001 году, они цыгане из Македонии. Дженифер с самого начала определяли в детские и подростковые психиатрические отделения различных больниц, однако серьезно ее стали обследовать, когда семье было отказано в праве на убежище и Дженифер вместе с родителями должны были выслать из страны. Вместо самолета, следующего в Македонию, она была помещена в Стокгольмскую детскую больницу им. Астрид Линдгрен. Теперь ее четырежды в день кормят через зонд.

Как долго это может продолжаться? Пока ребенок не умрет? "Возможно, - говорит Геран Борегард, главный врач подростковой психиатрической клиники Стокгольма. Уже три года он наблюдает это заболевание, но общество заговорило о нем всего несколько недель назад. Не в последнюю очередь потому, что ежедневная стокгольмская газета Svenska Dagbladet подхватила тему состояния апатии у детей беженцев и об этом стало известно всей стране.

Тем временем Бодегард опубликовал первую научную статью о том, что он называет "частичной потерей функций". В своем исследовании он описывает пятерых детей, все они младше десяти лет. Все попали в Швецию из бывших советских республик: девочка, которая становилась все более и более пассивной, пока не слегла, безмолвная и неконтактная; мальчик, которого с трудом удержали от прыжка с моста, после чего он прекратил есть и пить и стал совершенно неконтактным.

У двух из пяти детей были убиты родственники, у большинства из них матери были изнасилованы в их присутствии, или они сами подверглись угрозе изнасилования. Трое из них предпринимали попытки самоубийства. Когда они приехали в Швецию, у них развились депрессия и агрессия, возникли нарушения аппетита - явления, на смену которым пришла пассивность. К врачам они попали, скорее, случайно. Потому что обслуживающий персонал или родители рано или поздно понимали, что за соответствующими симптомами кроется не соматическое заболевание, а безнадежность.

"Самое страшное, что симптомы имеют психическую природу, но ключ к выздоровлению этих детей совсем в другом, - говорит психолог Андреас Тунстрем. - Семьи хотят безопасности, они хотят убежища. Того же хотят дети". Это не означает, что дети симулируют. "Ребенок не может месяцами находиться в состоянии апатии и вести себя так, будто он умирает, - отвергает это напрашивающееся возражение Бодегард. - Кто это утверждает, не видел этих детей".

Против этого тезиса говорит и то обстоятельство, что до сих пор у детей, которые прибыли в Швецию самостоятельно и искали здесь убежище, такие симптомы никогда не наблюдались. Всегда только у тех, у кого рядом семья. Причем, по опыту Бодегарда, решающую роль, очевидно, играют матери и их состояние.

Если семья получает убежище, дети в большинстве случаев возвращаются к нормальной жизни. Они снова начинают говорить, есть, играть. Часто через несколько недель. Однако положительное решение их проблемы некоторым не помогает, потому что часто бывает и так, что они заболевают до того, как возникают сложности с получением убежища.

Однако в большинстве случаев процесс выздоровления находится в непосредственной связи с тем, как дети воспринимают ситуацию, в которой находятся их матери. То есть решающим фактором является неспособность подавленной матери поддерживать у ребенка состояние жизнерадостности. "Очевидно в этой ситуации фрустрации мать оказывается ребенку ближе всех, - предполагает Бодегард. - Почему, об этом можно только гадать".

"Мы не можем сделать детей здоровыми, предоставив их семье вид на жительство, - возражает Ригмор Лангстрем из Migrationsverket, ведомства по делам иностранцев. - Даже если последствием такого заболевания часто становится предоставление семье убежища, оно не может быть для нас исходным пунктом".

В Migrationsverket сделали первые выводы и обучили несколько сотрудниц, как вести опросы детей, здесь хотят быть внимательнее к семьям, дети которых подвержены опасности заболевания. Лангстрем не упрекает детей в том, что они симулируют. "Дети не могут симулировать такие симптомы, - говорит Гун Годани, исходя из своего опыта. - Они действительно больны".

Годани тоже видит причину заболеваний в описанной Бодегардом жизненной ситуации у детей: в травматических переживаниях на родине, в том, с чем они столкнулись в поисках убежища. Разочарованные, подавленные и беспомощные родители, которые больше не могут выполнять свои обязанности, не могут дать детям надежду на лучшее или вообще какое-нибудь будущее. На это еще наслаивается долгое ожидание решения о предоставлении убежища.

Данный процесс в Швеции не более и не менее гуманен, чем в других странах Западной Европы, он вполне сравним с немецким. Почему тогда состояние апатии у детей беженцев наблюдается преимущественно в Швеции, это вопрос, на который до сих пор нет ответа.

Шведский профессор психиатрии Стен Левандер вместе с детским психиатром Хансом Адлером общался с коллегами из многих других стран и выяснил, что там такой феномен частичной потери функций у детей совершенно неизвестен. Поэтому Левандер считает, что в заболевании виноваты особые шведские причины. Среди них: "Мы порождаем психические заболевания, которые не можем вылечить".

Однако детский психиатр Бодегард с этим не согласен. Он предполагает, что таких детей тысячи по всей Европе: "Возможно, это хорошо, что в других странах подобные случае не так часты". Его мнение разделяет психолог Андреас Тунстрем: "Возможно, проблема стала очевидной именно теперь, поскольку о ней заговорили и дали ей название". Ведь в Швеции, в отличие от большинства других стран, психиатрическая помощь оказывается беженцам и детям иностранцев, проживающих в стране нелегально.

Прививайте любовь к спорту

Конечно же, не все дети должны быть спортсменами, но попробовать привить ребенку любовь к спорту все же необходимо. Пусть он попробует самые разные виды спортивных занятий, может быть, ему понравится заниматься командными видами спорта, а может быть, это будет гимнастика или плаванье. Если же он не хочет заниматься в секции, попробуйте заинтересовать ребенка совместными прогулками, туристическими походами или же просто занятиями на спортивной площадке вместе с родителями.


Позанимайтесь вместе

Практически все дети любят проводить время вместе с родителями. Поэтому вы сами предложите ребенку прогулку на велосипедах или же игру в футбол. Берите мяч и выходите вместе на спортивную площадку, ребенок со временем привыкнет к подвижным играм и сам будет предлагать выйти поиграть в футбол или баскетбол. Когда он начнет проявлять интерес к подвижным играм, никогда не отказывайтесь выйти погонять вместе мяч или поиграть в бадминтон, так как в следующий раз, когда вы предложите это ребенку, он может отказаться и опять прилипнет к телеэкрану


Выключите телевизор

Уже давно специалисты всего мира бьют тревогу по поводу вреда, который наносит здоровью детей длительный просмотр телевизора. Такое времяпрепровождение провоцирует не только малоподвижный образ жизни, но и способствует набору лишнего веса у детей, ведь, просматривая очередную передачу, дети поглощают не контролированное количество вредной пищи, такой как чипсы, сухарики, кока-кола, и другой не менее вредной. Поэтому, даже если ребенок не склонен к подвижному времяпрепровождению, выключите телевизор и пригласите его на совместную прогулку с собакой или на детскую площадку.


Личный пример родителей

Не забывайте, что ребенок поверит вам только в том случае, если будет видеть, что мама и папа также проводят свой отдых активно, а не перед телевизором или компьютером.


Главная мотивация для ребенка – это пример родителей, если они ежедневно занимаются зарядкой, выходят на прогулки, пробежки, ребенок также будет стараться подражать им.


Если ребенок стесняется бегать и прыгать из-за того, что имеет избыточный вес, не насмехайтесь над ним, а поощряйте за любое проявление активности. Предложите ему совместные пробежки в укромном уголке парка. А как только он почувствует, что может быть таким же подвижным, как и его родители, он постепенно привыкнет и начнет выходить играть в подвижные игры во двор с другими детьми. К тому же регулярные физические нагрузки приведут к потере лишнего веса и улучшению общего здоровья малыша.


Двигаться – это весело!

Дети очень любят веселые игры. Поэтому если вы будете сопровождать подвижные игры забавными комментариями, это не только поспособствует двигательной активности ребенка, но принесет ему удовольствие и веселье. Предложите ему потянуться, как кошка, попрыгать, как зайка, побегать, как жеребенок. Малыш с удовольствием примет ваше предложение, особенно если вы это будете делать вместе. Если же ваши занятия будут сопровождаться веселой музыкой, он поймет, что движение – это же весело!

Некоторые малыши пропускают один из этапов развития - ползание. Они сразу встают и идут. Эксперты объясняют, насколько важен этот период и можно ли его пропустить.

«А у нас Сереженька даже не ползал толком, а сразу встал и пошел!» - с гордостью делится успехами сына мама на детской площадке. А ведь действительно, не каждый ребенок своевременно проходит все этапы развития на первом году жизни, есть дети, которые отказываются ползать в положенное время (примерно в 8 месяцев), а сразу учатся делать первые шаги.

Детский невролог Елена Борисовна Новикова и детский реабилитолог Олег Леонкин рассказали «Летидору», можно ли пропустить этот этап и не вредно ли это для развития ребенка.

Комментирует Елена Борисовна Новикова, детский невролог клиники «Альфа-Центр Здоровья», кандидат медицинских наук

Елена Борисовна Новикова

Новорожденный ребенок не умеет держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и вообще много чего не умеет. Так устроено природой, что все эти навыки формируются постепенно, и каждый этап двигательного развития вытекает из предыдущего.

Наш мозг продолжает формироваться после рождения, вместе с ним формируется и костный скелет, и мышечная система.

Поэтому для каждого этапа двигательного развития необходимо сочетание готовности не только головного мозга, но также костной и мышечной системы.

Ползание - это этап двигательного развития, который обычно следует за этапом уверенного сидения ребенка.

Часто родители задают вопрос: «Если ребенок не ползает, а до этого развивался двигательно хорошо, нужно ли беспокоиться?» Отчасти должна успокоить родителей: не все дети обязательно проходят этот этап, некоторые сразу встают и не испытывают в нем потребности. Когда ребенок ползает, он тем самым расширяет свое познавательное пространство. Поэтому стремление к этому отчасти зависит от темперамента ребенка и его любознательности.

Если малыш ограничен в пространстве (постоянно находится в манеже, кроватке), то и ползание не возникает.

Но это не означает, что ребенок не будет в дальнейшем стоять и ходить. Хочу подчеркнуть, что в каждом конкретном случае ответы на все ваши вопросы вы получите на приеме у врача, поскольку общих рекомендаций быть не должно.

Каждый человек, в том числе и маленький, индивидуален. Поэтому заочно врачи не дают советы. А сроки появления двигательных навыков у детей - понятие строго индивидуальное.

То, что ребенок вашей подруги «уже сидит» или «уже ходит», а ваш еще нет, совсем не означает, что ваш ребенок отстает в развитии. То же самое с ползанием.

Вы можете предоставить ребенку условия - это чистое пространство без острых и опасных предметов, интересные игрушки, до которых ему захочется дотянуться.

Но если ребенок не захочет ползать, но при этом невролог при осмотре не отметит никаких отклонений со стороны нервной системы, то это совсем не означает, что дальнейшее двигательное развитие ребенка будет нарушено.

Растите, учитесь двигаться, а все сомнения лучше развеять на приеме у доктора!

Комментирует Олег Леонкин, переводчик с детского языка на взрослый, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу, отец пятерых детей, блогер

Олег Леонкин

Большинство специалистов сходятся во мнении, что этап ползания очень важный, и пропускать его нельзя. Я считаю, что они правы и неправы одновременно.

Речь в большей степени идет о качестве освоения этого навыка. Помните, как школе: учились там все, а уровень знаний был разный. Вот и на развитие ребенка влияет именно качество освоения этого навыка. Надо отметить, что успешными становятся и те люди, которые ползали, и те, которые этот этап пропустили вообще.

Но ползание полезно как минимум по четырем причинам.

1. Для развития моторики. Когда малыш ползет, он учится выносить ногу от бедра, действует по принципу «правая рука - левая нога», его позвоночник отрабатывает ротационные (круговые - прим. ред.) движения. Эти навыки помогают ребенку быстрее освоить именно ходьбу.

То есть навык хождения приобретается через этап ползания.

Хотя как раз для развития моторики пропустить ползание менее всего критично - ребенок всего лишь чуть дольше учится ходить, его чуть дольше водят за руки.

В дальнейшем практически невозможно определить, ползал ребенок или сразу пошел.

2. Для эмоционального развития. Ползание дает ребенку возможность самостоятельно добраться до заинтересовавшего его предмета и изучить его.

Представьте, что ребенок сразу пошел, он быстрее ползающего младенца добрался до нужного предмета, но поднять его он может, только плюхнувшись на попу, при этом встать самостоятельно ему еще трудно, и он зависим от помощи взрослых.

А вот ползающий малыш в такой помощи не нуждается, он добрался до игрушки, взял ее и, заметьте, сделал это САМ!

И это самая главная мотивация для развития в будущем.

3. Для обучения в школе. У ребенка, который прошел этап ползания, иначе развиваются зрительные способности в пространстве. Малыш ползет - и вынужден при этом не только смотреть вперед, но и следить за пространством на полу, чтобы переставить ноги и руки.

Если провести одну линию от его глаз к руке, а другую от глаз к предмету, то становится очевидно, что угол обзора у ребенка составляет 90 градусов. Именно это позволяет ему при ходьбе в дальнейшем видеть, куда он поставит ногу.

Но и это не все: сидя за школьной партой, ученик способен видеть одновременно и доску, и тетрадь на парте.

То есть еще на этапе, когда ребенок постепенно учится ходить, у него формируется навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную.

4. Для психического развития. Когда ребенок ползает, он не просто видит цель перед собой, к которой стремится, но и запоминает пространство.

Например, он знает, что находится за дверью или за углом, и помнит, к чему привело его вчерашнее любопытство: недавно он влез в этот шкаф, и мама сразу прибежала к нему, значит, можно снова отправиться туда - и она снова придет. У ребенка формируется умозрительная опора, он представляет образ того, что хочет, и идет туда.

Замечу, что этап ползания очень важен, отменять его сознательно родителям нельзя. Да и сам ребенок чувствует, как ему это нужно. Природа все придумала за нас.

Кстати, есть дети, которые сначала пошли, а уже потом освоили навык ползания, значит, у них в этом все равно была потребность.

Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Прививайте любовь к спорту

Конечно же, не все дети должны быть спортсменами, но попробовать привить ребенку любовь к спорту все же необходимо. Пусть он попробует самые разные виды спортивных занятий, может быть, ему понравится заниматься командными видами спорта, а может быть, это будет гимнастика или плаванье. Если же он не хочет заниматься в секции, попробуйте заинтересовать ребенка совместными прогулками, туристическими походами или же просто занятиями на спортивной площадке вместе с родителями.


Практически все дети любят проводить время вместе с родителями. Поэтому вы сами предложите ребенку прогулку на велосипедах или же игру в футбол. Берите мяч и выходите вместе на спортивную площадку, ребенок со временем привыкнет к подвижным играм и сам будет предлагать выйти поиграть в футбол или баскетбол. Когда он начнет проявлять интерес к подвижным играм, никогда не отказывайтесь выйти погонять вместе мяч или поиграть в бадминтон, так как в следующий раз, когда вы предложите это ребенку, он может отказаться и опять прилипнет к телеэкрану

Выключите телевизор

Уже давно специалисты всего мира бьют тревогу по поводу вреда, который наносит здоровью детей длительный просмотр телевизора. Такое времяпрепровождение провоцирует не только малоподвижный образ жизни, но и способствует набору лишнего веса у детей, ведь, просматривая очередную передачу, дети поглощают не контролированное количество вредной пищи, такой как чипсы, сухарики, кока-кола, и другой не менее вредной. Поэтому, даже если ребенок не склонен к подвижному времяпрепровождению, выключите телевизор и пригласите его на совместную прогулку с собакой или на детскую площадку.

Личный пример родителей

Не забывайте, что ребенок поверит вам только в том случае, если будет видеть, что мама и папа также проводят свой отдых активно, а не перед телевизором или компьютером.

Главная мотивация для ребенка – это пример родителей, если они ежедневно занимаются зарядкой, выходят на прогулки, пробежки, ребенок также будет стараться подражать им.

Если ребенок стесняется бегать и прыгать из-за того, что имеет избыточный вес, не насмехайтесь над ним, а поощряйте за любое проявление активности. Предложите ему совместные пробежки в укромном уголке парка. А как только он почувствует, что может быть таким же подвижным, как и его родители, он постепенно привыкнет и начнет выходить играть в подвижные игры во двор с другими детьми. К тому же регулярные физические нагрузки приведут к потере лишнего веса и улучшению общего здоровья малыша.


Дети очень любят веселые игры. Поэтому если вы будете сопровождать подвижные игры забавными комментариями, это не только поспособствует двигательной активности ребенка, но принесет ему удовольствие и веселье. Предложите ему потянуться, как кошка, попрыгать, как зайка, побегать, как жеребенок. Малыш с удовольствием примет ваше предложение, особенно если вы это будете делать вместе. Если же ваши занятия будут сопровождаться веселой музыкой, он поймет, что движение – это же весело!

Статья "Если ребенок не хочет двигаться "опублекована на сайте http://сайт

В последнее время педиатры стали отмечать такую тенденцию, что многие современные дети перепрыгивают период, когда они должны ползать. Врачи бьют тревогу, ведь он не только нужен, но и важен для ребенка.

  1. Осваивая этот процесс, малыш развивает . На запястьях и в области кисти связки постепенно растягиваются, идет дополнительное стимулирование нервных окончаний.
  2. В будущем это скажется на его способностях к восприятию речи.
  3. Укрепляется и позвоночник малыша, значительно уменьшается риск, что в будущем у него будет наблюдаться сутулость.

Это первые и очень хорошие тренировки плечевой области, заметны изменения в общей координации ребенка.

Когда ребенок начинает ползать

Врачи указывают, что основное время для ребенка, когда он предпринимает попытки поползти – 7 месяцев. Как говорилось ранее, некоторые дети этот период удачно перепрыгивают.

Впрочем, каждый ребенок индивидуален, определение того, во сколько ребенок ползает, условно, а вот когда точно он начнет осваивать мир, не знает никто. Некоторые обстоятельства могут затормозить этот процесс, другие наоборот ускорить.

К факторам, замедляющим наступление процесса, относится малыша. Ему сложно справляться с ним, поэтому и времени на обучение уходит больше. Чтобы ускорить развитие ребенка, его нужно чаще укладывать на живот, именно это будет для него хорошим стимулятором для начала действий, более того, малыш будет меньше мучиться от колик.

Что делать, если ребенок этот период пропустил

Конечно, нет ничего страшного в том, что малыш пропустил период ползанья и сразу решил ходить. До девяти лет он впитывает поступающую к нему отовсюду информацию, поэтому он быстро наверстает упущенное. Даже если он начал ползать в период от двух до пяти лет, ваша основная задача – не мешать. Он просто решил самостоятельно восстановить пробел в своих знаниях окружающего мира, и ничего страшного в этом нет.

Каждый ребенок создает свою, особенную систему развития. План, по которому он будет двигаться вперед, известен только ему, ведь он индивидуален и это необходимо помнить.

Причины, почему ребенок не хочет ползать

К сожалению, бывают и такие моменты, когда ребенок просто отказывается ползать. Педиатры выявили несколько основных причин, почему это может происходить:

  1. вызванная травмами, растяжением, ушибом. Ползанье вызывает у малыша неприятные ощущения, поэтому он предпочитает отказаться от него.
  2. Лишний вес — мышцы ребенка и кости еще слишком слабые, чтобы его выдержать, поэтому такие малыши делают все медленно, их развитие начинается позже, чем у других.
  3. Наличие в жизни ребенка длительного периода обездвиживания, связанного с болезнью или травмами. Те дети, которым пришлось в начале своей жизни долгое время находиться в больнице, отстают в развитии, но после того, как мышцы и весь организм в целом окрепнет, они быстро наверстывают упущенное.
  4. Вопреки мнению, что тугое пеленание – необходимо ребенку, врачи заявляют, что, если нет прямых показаний врача, не стоит на первых месяцах жизни малыша, ограничивать его движения. Нахождение в одежде помогает ему быстрее познакомиться со своим телом, научиться правильно координировать свои действия. Если без этого обойтись нельзя, то в течение дня чаще давайте ему полежать без пеленки, чтобы он набирался опыта в умении владеть собой.
  5. Недоразвитие мышц, которое связано с рахитом или проблемами с нервной системой. Это выясняется на осмотре врачом ребенка. Ему назначается ряд профилактических или лечебных мер, которые помогают избежать последствий. Под мерами предполагается медикаментозное лечение, . Игнорировать в этом случае показания врача нельзя, иначе ребенок может травмировать мышцы, связки, а это очень усугубит всю ситуацию в целом.
  6. Наследственность и простая лень, тоже вошли в этот перечень. Врачи давно установили, как развивались бабушки, мамы, папы, точно так же может развиваться и ребенок. Зачастую мальчики проходят тот же путь развития, что и отцы, а девочки растут как мамы. Что касается простой лени, то ребенку необходимо создавать стимулы. Это может быть игрушка или любой предмет, который вызывает у него интерес.
  7. Ходунки и манеж – еще одна причина, которая замедляет процесс ползанья. Эти предметы способствуют формированию у ребенка патологического представления об окружающем пространстве.

Как научить ребенка, если он ленится

Иногда нежелание ребенка ползать не ограничивается простой ленью, в некоторых случаях требуется помощь врача, в частности, если вы заметили, что:

  • Ребенок достиг восьмимесячного возраста, но не предпринимает попыток для движения телом, не поднимается на руки
  • Ребенок ползает, только отталкиваясь ногами, не задействуя руки, или использует только одну руку
  • Малыш ползает задом наперед
  • При обучении ребенка этому процессу, наблюдаются длительные задержки на каждом этапе

Подобные отклонения могут скрывать очень серьезные проблемы, поэтому лучше всего проконсультироваться со специалистом.

Переживать, если ваш ребенок ползает не так, как другие дети не стоит, но иногда научить и помочь ему в этом просто необходимо. Чтобы направить своего малыша вам необходимо сначала найти предмет, который представляет для него большой интерес. Это будет стимулом для его развития.

Стоит на ровной и твердой поверхности. На первых этапах можно немного подталкивать малыша вперед, чтобы он освоил основные движения. Легкое нажатие на пяточку провоцирует ребенка двигаться вперед, это для него сигнал к действию. Самое главное в этот период – наблюдение за ребенком. Если есть тревожные признаки смело обращайтесь за консультацией к врачу, если нет, просто помогите ребенку быстрее освоить этот этап.

Смотрите на видео, когда и как кроха учится ползать:

  • Возраст, когда детки начинают ползать, помощь родителей, нормы…