Секреты рождения парфюмерных композиций. Парфюмерные композиции и их виды Создание парфюмерной композиции из специй и древесины

3 7 ..

Глава 4.

ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПАРФЮМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ОТДУШЕК, ПАРФЮМЕРНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ПИЩЕВЫХ ЭССЕНЦИЙ

§ 1. Термины и определения

Согласно ОСТ 18-385-81, парфюмерные композиции - это многокомпонентные смеси душистых веществ с определенным запахом, характерным для данной парфюмерной жидкости.

Парфюмерные композиции. Это основная часть всякой парфюмерной продукции. Они представляют собой сложное сочетание искусственных смесей душистых веществ, воспроизводящих запах растений или другой своеобразный запах, который в природе не встречается. Парфюмерные композиции являются основным носителем запаха. В них заложено все будущее готового продукта (запах, стойкость, характер и его гармоничность).

Парфюмерные композиции изготавливают различными способами. Иногда их составляют исходя из индивидуальных душистых веществ, настоев и растворов, но чаще для их составления используют так называемые композиции-базы.

Композиции-базы - это многокомпонентные концентрированные смеси душистых веществ с характерным запахом, используемые для составления парфюмерных композиций по строго определенной рецептуре. Базы не являются готовыми композициями, но их наличие облегчает работу парфюмера, повышает его мобильность, избавляет от необходимости составлять композицию с ’’нуля”.

Высокие цены на мировом рынке на натуральные эфирные масла, непостоянство качества эфирных масел и их дефицитность определили необходимость создания композиций-баз, имитирующих запах натуральных масел. Использование композиций-баз, например ’’Санталовое масло № 6”, ’’Ветиверовое масло”, ”Иланг-иланговое масло № 4”, ”Па-чулиевое масло № 4”, ’’Бергамотное масло № 7”, ’’Ирис-конкрет 153”

и др., позволяет применять их более широко в большом ассортименте духов и одеколонов.

В состав парфюмерных композиций широко вводят многочисленные композиции-базы с цветочным запахом: ’’Роза” № 1, 2, 3, ’’Ландыш” № 1, 2, 3, 5, ’’Сирень” № 7, ’’Тубероза”, ”Резеда”, "Жимолость”, ’’Жасмин” № 1,2, 3, 4, 5, "Жасмин” 31, "Жасмин” 220 и др.; с фантазийным запахом: ’’Альдегидин” 7, "Антерита”, "Букет” 100, "Контилия”, "Табак”, ’’Этерия”, ’’Эрос”, ’’Вениана”, "Контанела”, ’’Шалита” и др.

Наряду с парфюмерными композициями разрабатываются также композиции, обычно называемые отдушками, для ароматизации мыла, моющих средств, косметических изделий, дезодорантов, средств для ванн и других целей.

Разрабатываются также специальные композиции для отдушивания пищевых изделий, так называемые пищевые эссенции. Ниже будет рассмотрена только технология получения парфюмерных композиций, отдушек для мыла, моющих средств и косметических изделий, а также эссенций для безалкогольных напитков и кондитерских изделий, предусмотренных программой курса.

Настои душистых веществ - зто спиртовые растворы экстрактивных веществ, полученные путем настаивания сырья растительного или животного происхождения.

В зависимости от вида применяемого душистого сырья настои подразделяются на следующие группы:

Приготовленные из растительного сырья (листья пачули, дубовый мох, кориандровое семя, корни ириса);

Приготовленные из животного сырья (амбра, мускус натуральный, цибет, кастореум).

Настои продуктов растительного происхождения имеют более полный запах, чем эфирные масла, полученные из этого же сырья, кроме того, экстракцию растительного сырья спиртом применяют тогда, когда экстрагируемое сырье обладает пониженной растворимостью в спирте малой концентрации.

Настои продуктов животного происхождения обостряют чувствительность обоняния, увеличивают продолжительность восприятия запахов, усиливают гармонию между запахом духов и кожей человека. Без них трудно создать полноценные духи высших сортов.

Настои вводят в рецептуры парфюмерных изделий в определенных количествах наряду с парфюмерной композицией и спиртом.

Настои, из которых частично отогнан растворитель, иногда называют резиноидом. Их применяют так же, как и эфирное масло. В отдушки настои, как правило, не вводят.

Растворы душистых веществ - это растворенные в этиловом спирте или других растворителях отдельные эфирные масла, смолы, синтетические душистые вещества, композиции-базы. Растворы применяют в тех случаях, когда душистые вещества вводят в слишком

малых количествах в рецептуры парфюмерных изделий (например, альдегиды, тибетолид и др.) или тогда, когда душистые вещества трудно или медленно растворимы в спирте. Растворы различных смол, бальзамов, эфирных масел (бензойная смола, стиракс, перуанский бальзам, дубовый мох, ладанник и др.) так же, как и настои, являются одной из необходимых составных частей духов и одеколонов. Растворы готовят согласно утвержденным рецептурам.

Огдушки. Это парфюмерные композиции, предназначенные для от-душивания косметических средств, мыла, моющих средств и т. п. Косметические препараты парфюмируют малыми количествами душистых веществ. Например, для ароматизации мыла обычно используют 0,5-1 % отдушек, моющих средств до - 1 %, для отдушивания косметических изделий (кремов, лосьонов, губных помад, шампуней, средств по уходу за зубами - до 1 %. В некоторые дезодоранты, средства для ванн, ароматизаторы помещений вводят отдушки в повышенных количествах (от 3 до 10 %). Назначение парфюмерных композиций и отдушек, как и направление и характер их запахов, совершенно различны.

Отдушки добавляют в косметические изделия в процессе их изготовления для придания им определенного запаха. Каждый косметический препарат имеет свою отдушку, изготовленную по определенной рецептуре.

Некоторые отдушки обладают свойствами предохранять косметические препараты от образования плесеней, т. е. являются консервантами.

Парфюмерные жидкости. Это приятно пахнущие водноспиртовые или спиртовые растворы парфюмерных композиций и настоев. Эта часть смеси душистых веществ является носителем запаха будущих парфюмерных духов, одеколонов и душистых вод. Все эти компоненты обусловливают ароматное начало будущей продукции. Кроме них, в состав парфюмерных жидкостей входят также этиловый спирт и иногда вода и красители. Каждую парфюмерную жидкость приготавливают по строго определенной рецептуре и технологии.

Пищевые эссенции. Это специальные приятно пахнущие парфюмерные композиции, предназначенные для отдушивания изделий пищевой промышленности (кондитерских, ликерно-водочных и безалкогольных напитков). Специфической их особенностью является то, что в них используются главным образом вещества, обусловливающие фруктовое и плодово-ягодное направление запаха.

Основы составления парфюмерных композиций

из "Основы производства парфюмерии и косметики"

Составление композиций является основой парфюмерного искусства. Создание парфюмерных изделий - одновременно наука и искусство.
В табл. 6 приведены компоненты, входящие в состав некоторых композиций с цветочным запахом (фиалки, ландыша, розы, гвоздики, жасмина).
Как видно из табл. 6, в композициях с запахом фиалки можно найти компоненты розы, гвоздики с запахом ландыша - компоненты жасмина, розы с запахом жасмина - компоненты ландыша, розы и т. д. Поэтому парфюмер может создать неограниченное количество различных запахов путем подбора сочетания душистых веществ. Характер запаха будет обусловлен сочетанием и соотношением душистых веществ.
При составлении цветочных композиций парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ. Однако установлено, что цветочные духи с запахом сирени, ландыша, фиалки и др., созданные разными парфюмерами, значительно различаются между собой оттенками запаха. Это объясняется тем, что разные парфюмеры неодинаково воспринимают и воспроизводят запах природного цветка. В значительно большей степени проявляются способности парфюмера при создании фантазийных композиций, например с запахом шипра, фужера, кожи и др. Парфюмерные композиции с фантазийным запахом являются основой многочисленных духов (Триумф, Визит, Огонек, Золушка, Каменный цветок, Только ты, Опера, Сардоникс, Ноктюрн, Русская шаль, Ночной аромат, Шипр и др.). Запахи шипра и фужера обусловлены сочетанием душистых веществ, обладающих цитрусовым запахом, с дубовым мхом и компонентами розы, жасмина и гвоздики.
Рассмотрим построение парфюмерной композиции с фантазийным запахом на примере композиции с запахом шипра.
Различают три ступени запаха парфюмерных композиций, зависящие от скорости испарения душистых веществ начальный запах (чувствуется вскоре после испарения спирта из духов), основной (запах, характерный для данного наименования парфюмерного изделия) и конечный (запах, который остается после длительного испарения духов).
Поиски соединений для начальной ноты являются более легкими, так как имеется большой ассортимент легколетучих душистых веществ с приятным запахом. Можно ввести, например, апельсиновое и бергамотное масла, альдегиды с содержанием углеродных атомов в молекуле от 9 до 12. Варианты этой рецептуры могут увеличиваться практически неограниченно, оставаясь при этом в рамках запаха шипра с различными оттенками. Таким образом, парфюмер может варьировать духи с заданным характером запаха, выбирая понравившиеся ему сочетания. При этом он не должен пытаться ввести в состав композиции все существующие душистые вещества. Прежде всего он выбирает те продукты, с которыми предполагает работать для создания задуманного запаха.
Для получения желаемого запаха парфюмер обычно исходит из 1 -дивидуальных синтетических душистых веществ и эфирных масел, /ю может также комбинировать одну с другой композиции-базы, беря/их в равных количествах или одну в большем, а другую в меньшем. Зачтем к этим сочетаниям добавляет индивидуальные душистые веще) тва, определяющие начальный, основной и конечный запахи композиции. При этом многие душистые вещества определяют одновременйо начальную и основную ноты запаха (например, лавандовое масло, бергамотное, розмариновое и др.).
Таким образом, вначале парфюмер создает основной, или так называемый ведущий запах. Затем к основному запаху подбирает душистые вещества, дополняющие и гармонично сочетающиеся с основным запахом и придающие духам определенную полноту, тембр, тональность и окраску.
Как в отечественной, так и в зарубежной практике новая композиция, как правило, разрабатывается не для одного вида парфюмерного изделия, а преимущественно для полной серии, в которую входят духи, одеколон, туалетная вода, препарат для ванн, душистый тальк и др. Хотя композиция может быть предназначена и для более узкой серии (только для духов и одеколонов или только для духов).
Необходимыми компонентами парфюмерных композиций для классических одеколонов являются натуральные цитрусовые масла апельсиновое, мандариновое, лимонное, бергамотное, а также лавандовое, розмариновое, петигреневое и неролиевое. Цитрусовые масла обусловливают свежесть начального запаха одеколонов. Другие продукты, входящие в состав парфюмерных композиций для классических одеколонов, лишь подчеркивают ноту цитрусовых масел и дополняют ее. Лавандовое, розмариновое, петигреневое и лимонные масла придают композиции свежий цветочный оттенок.
Кроме классических одеколонов существуют также одеколоны с фантазийным запахом, которые представляют собой классические одеколоны при добавлении других продуктов.
В зарубежной практике в течение последних лет преобладающим направлением являются композиции цветочного характера с различными оттенками. Особо популярными становятся цветочные ароматы сладковато-пряного характера, близкие по запаху к так называемому восточному стилю в парфюмерии.
Параллельно с ведущим направлением, представленным цветочными композициями, в зарубежной парфюмерии последних лет получило развитие еще одно - мускусное. Резкий малоприятный запах так называемых мускусных масел отличает их от традиционной парфюмерной продукции, а также более сложные композиции, основанные на сочетании запаха мускуса с ароматами жасмина, сантала, дубового мха, ванили и иланг-иланга.
Одним из существенных показателей качества современной косметики, туалетного мыла и моющих средств является их запах. Эти изделия должны быть в меру парфюмированы и при использовании вызывать приятное ощущение.
Для отдушивания косметических изделий могут быть применены почти все душистые вещества, но в оптимальной для них концентрации. Некоторое исключение составляют те, которые не переносят определенной среды, вызывают раздражение кожи или слизистой оболочки или несовместимы в сочетании один с другим.


Правильное сочетание ароматов в композиции из нескольких ароматических масел поможет сохранить молодость кожи, придать ей великолепный и соблазнительный аромат, поднять настроение.

Ароматические композиции способны быть как женскими, так и мужскими, летними и зимними, успокаивающими и бодрящими. Научившись составлять их, легко приготовить великолепное домашнее мыло в подарок любимому человеку, или для общего использования, а маленький кусочек мыла в форме сердечка или розочки будет прекрасно смотреться на туалетном столике, заодно источая чудесный аромат.

Познакомившись с характеристиками ароматических масел и узнав их полезные свойства , можно выбрать приятный для вас аромат, но здесь стоит полагаться только на свой собственный вкус. Всегда помните о том, что если запах не вызывает у вас положительных эмоций, от него начнет кружиться и болеть голова, возникнут неприятные ощущения. Поэтому не следует его использовать, каким бы полезным он ни был.

Для составления композиции потребуются несколько полосок чистой белой бумаги длиной 10 см и шириной 5 мм. Нанесите на полоску 1 каплю понравившегося ароматического масла и заготовьте таким образом 2-3 полоски бумаги с разными ароматическими маслами, не забыв подписать каждую из них. Затем сложите полоски веером и прочувствуйте их совместный аромат. Закройте глаза и постарайтесь сосредоточиться на своих эмоциях, физических ощущениях, чувствах. Аромат может вызвать различные ассоциации, пробудить чувства и воспоминания. Если запах понравился, выбранные масла нужно нанести на носовой платок все вместе и снова оценить составленную композицию через 30-40 мин.

Если она кажется негармоничной, требуется добавить новый аромат или убрать тот, который, по вашему мнению, мешает. Процесс создания собственной ароматной композиции может занять некоторое время, но как только ее запах вам понравится, следует приступать к созданию собственных духов, которые в дальнейшем подойдут для приготовления домашнего мыла.

Найденную композицию ароматов надо смешать с маслом-основой, для чего великолепно подходит масло сладкого миндаля, не имеющее запаха и прекрасно растворяющее эфирные масла. Кроме того, оно станет прекрасным компонентом для любой домашней косметики.

На данном этапе необходимо строго соблюдать пропорции основы и ароматических масел из расчета по 2-3 капли композиции на 1 ч. л. масла-основы. Смесь должна храниться в бутылочке из темного стекла с плотной крышечкой в темном прохладном месте, как об этом было сказано выше. Варианты ароматических композиций для хорошего настроения, женской привлекательности и многого другого Композиции ароматических масел можно использовать как духи, нанеся их на кожу (за ухо или на запястье), или носить в аромакулоне на шее. Здесь, однако, нужно соблюдать осторожность, так как масло может оставить жирное пятно и испортить одежду. Допустимо также приготовить небольшой кусочек мыла, вложить его в платяной мешочек и повесить на плечики с вечерним платьем - тогда оно пропитается великолепным ароматом.

Аромат «Леди»

Смешать 2 части масла бергамота и 1 часть масла розового дерева.

Этот легкий и нежный аромат зарядит энергией и оптимизмом, повысит коммуникабельность, усилит чувственность, поможет при депрессии, сильной головной боли и укрепит иммунитет.

Аромат «Интрига»

Смешать 2 части масла иланг-иланга и 1 часть масла пачули.

Аромат праздника, чувственности, интриги подействует тонизирующе, придаст бодрости и оптимизма, поможет при головной боли, окажет противовирусное воздействие.

Аромат «Шарм»

Смешать по 1 части масел иланг-иланга и герани, 2 части масла грейпфрута.

Такой теплый горьковато-цветочный аромат по- Э может сохранить эмоциональное равновесие, добиться успехов в общении с людьми, наполнит жизнь гармонией и любовью. Кроме того, он нормализует гормональный фон, жировой обмен и при необходимости подействует обезболивающе.

С древнейших времен ароматические масла использовали как эликсиры любовной магии. К ним прибегали Нефертити, Клеопатра, Казанова, Полина Виардо и другие знаменитые искусители сердец.

Стать обладательницей оригинального аромата можно и не прибегая к услугам профессионального парфюмера. Сделать собственные духи из эфирных масел в домашних условиях совсем несложно, главное - использовать качественные компоненты и соблюдать правила составления парфюмерных композиций.

Начинаем делать - это сложно?

Раскрываем секреты создания собственных духов из эфирных масел!

Рецепты духов домашнего изготовления включают эфирные масла и базу - спиртовую или масляную. Также подготовьте:

  • закрывающиеся флакончики из темного стекла;
  • посуду для смешивания компонентов;
  • пипетки;
  • полоски для проб ароматов.

Спиртовые и масляные духи отличаются по своим свойствам и стойкости. В первом случае запах быстрее выветривается, но раскрывается полностью, насыщенно. А в парфюме на основе масла аромат приглушенный, зато более стойкий. Да и срок хранения таких духов дольше, чем спиртовых. Но масляные духи могут оставлять следы на одежде!

Масло для основы выбирайте без запаха - оливковое, миндальное, виноградное, какао, жожоба. Если это спирт, то купите медицинский в аптеке. Там же найдутся эфирные и базовые масла. Приобрести их можно и в интернет-магазинах: Аромашка, iHerb, Aromarti и других.

Запах парфюма может быть насыщенным - общее содержание эфирных масел при этом 30-40%. А для нежных, мягких, неброских ароматов - 10-15%.

Делая духи из эфирных масел своими руками, записывайте каждую добавленную каплю. Это позволит сохранить точные пропорции удавшихся парфюмерных композиций и использовать их в дальнейшем.

О нотах и силе парфюма

Принцип построения духов основан на небольшой хитрости: в состав смеси входит три ноты ароматов - верхняя, средняя и базовая. Чем же они отличаются?

Верхняя нота, или «голова» парфюмерной композиции, - первое впечатление, те ароматы, которые ощущаются при испарении духов с поверхности кожи в течение 10-30 минут после нанесения. Их же мы чувствуем, когда нюхаем флакончик с парфюмом. Начальная нота содержит самые летучие фитоэссенции - с высокой скоростью испарения. Сюда относятся легкие травяные и фруктовые ароматы, например:

  • лимона, мандарина и других цитрусовых,
  • базилика,
  • мелиссы,
  • мяты,
  • розмарина,
  • вербены.

Сильно пахнущие духи на основе эфирных масел нередко содержат большой процент ароматов верхней ноты. Ведь именно они испаряются быстрее и придают парфюму первоначальную яркость.

Средняя нота, «сердце», основа композиции - менее легкие фитоэссенции, улетучиваются в течение 8-24 часов:

  • шалфея,
  • иссопа,
  • герани,
  • лаванды,
  • жасмина,
  • мускатного ореха,
  • кипариса,
  • мирта,
  • иланг-иланга,
  • ромашки.

Базовая нота включает тяжелые, стойкие масла. Этот аромат мы носим на коже дольше всего - он становится различим, когда компоненты «головы» и «сердца» духов испарились. Масла нижней ноты получают из пряностей, растительных смол, корней, фруктов, цветов, семян, плодов и коры деревьев. Примеры фитоэссенций:

  • ванили,
  • имбиря,
  • пачули,
  • можжевельника,
  • мирры,
  • сандала,
  • розового дерева,
  • тмина,
  • ладана,
  • гвоздики,
  • нероли,
  • фенхеля.

Каждая нота натуральных духов должна содержать не более трех эфирных масел, то есть для создания парфюма своими руками выбирайте максимум 9 фитоэссенций.

В чистом виде эфирные масла использовать как духи нельзя, поскольку они могут вызвать ожог кожи или аллергическую реакцию. Ароматический компонент парфюма всегда растворяют в несущей основе - жирном масле либо спирте.

Многие производители эфирных масел создают упаковку разного цвета. Это удобно. Например, у Vivasan это желтый, розовый и зеленый для верхней, средней и базовой нот соответственно.

  • верхняя 30%,
  • средняя 50%,
  • нижняя 20%.

Такая точность не обязательна, поскольку при создании духов результат зависит от личных ощущений и выбранных компонентов.

Семейства ароматов помогут с выбором

Любую смесь можно отнести к определенному семейству ароматов:

  1. Цитрусовые запахи - включают масла бергамота, апельсина, грейпфрута, мандарина, лемонграсса (лайма), лимона. Входили в состав первых одеколонов и туалетных вод.
  2. Цветочные - крупное семейство запахов, в духах чаще применяют композиции из ароматов нескольких цветов. Популярны в парфюмерии роза, фиалка, жасмин, иланг-иланг, нероли (цветок апельсинового дерева), сирень.
  3. Древесные - ароматы с нотками легкой терпкости или сладости. Придают духам утонченность и теплоту. Это эфирные масла сандала, ириса, розового дерева, мирта, пачули.
  4. Папоротниковые, или фужерные, - композиции из лавандовых, древесных запахов с оттенками бергамота, герани, замши или мха. Свежие и терпкие.
  5. Ориентальные (восточные, амбровые) - теплые сладкие чувственные запахи. В основе - амбра или мускус в сочетании с ванилью, ароматами смол и коры деревьев.
  6. Пряные - близки к восточным, но более терпкие. Для создания применяют масла корицы, имбиря, перца, гвоздики и прочих специй и пряностей.
  7. Шипровые - в основе пачули, бергамот, дубовый мох, ароматы смол. Классика для мужских духов. В сочетании с цитрусовыми дают интересные женские ароматы и парфюм унисекс.
  8. Кожаные - синтез цветочных нот со смолистыми, древесными, можжевеловыми маслами. Такие смеси дают необычные запахи - дыма, жженого дерева, табака. Используются преимущественно для создания мужского парфюма.
  9. Водные, или акватические, - ароматы свежести, росы, тумана, морского бриза, горного воздуха, летнего дождя, озона. В таких композициях используют эфирные масла мяты и других трав, цитрусовых, фиалки, лимона. В домашних условиях сделать натуральные духи с акватическим ароматом сложно, поскольку в их создании применяют синтетические молекулы.
  10. Гурманские - семейство запахов по большей части с искусственными компонентами. Парфюмеры создают туалетные воды и духи с ароматом карамели, леденцов, шоколада, сахарной ваты, шафрана, колы, груши. Дома сделать такое вряд ли получится, а вот теплые вкусные композиции с маслами ванили, апельсина, корицы, имбиря вполне возможно.

Также есть фруктовые, древесно-восточные, зеленые и другие семейства запахов.

Какую базу лучше выбрать для своих духов?

Основа облегчает применение парфюма и помогает компонентам объединиться в гармоничный аромат.

Масляные духи стойкие, но не яркие (сдержанные), так как частички масла прочнее удерживают между собой молекулы летучих ароматических соединений. Эфирных составляющих в таком парфюме не более 10% от общего объема (20 капель на 10 мл). После смешивания лучше дать духам настояться 1-2 недели. Недостаток - нельзя наносить на одежду и волосы.

На масляной основе можно сделать и твердые духи. Это отличная идея подарка и удобный вариант для ношения парфюма с собой, например, в медальоне или компактной баночке. Их даже используют как ароматизаторы, например, в машину. Для создания твердых духов к жидкой масляной основе добавляйте косметический воск или используйте застывающие масла баттеры - ши, карите, какао, кокоса.

Духи на основе спирта насыщенные, более яркие, но быстро испаряются. После создания их выстаивают 1-3 месяца, время от времени взбалтывая.

Порядок работы домашнего парфюмера прост:

  • Предварительно выберите запахи эфирных масел, капельно нанося их на бумажные полоски.
  • В чистую сухую емкость налейте спирт и воду (или масло).
  • Добавьте эфирные масла по порядку - базовые ноты, средние и в последнюю очередь верхние.
  • Закройте флакон, встряхните и оставьте настаиваться в темном прохладном месте.

Раскрываем секреты!

Натуральные ароматы можно придумать самостоятельно или использовать готовые рецепты духов из эфирных масел.

  • Духи «Свежесть цитрусов»

Свежий, прохладный цитрусовый запах с цветочными нотками. Фитоэссенции в каплях на 10 мл спирта:

  • мирры - 2,
  • нероли - 3,
  • мирта - 1,
  • лаванды - 2,
  • розы - 1,
  • петитгрейна - 5,
  • бергамота - 2,
  • горького апельсина - 2.
  • Духи «Английский сад»

На 20 мл 80% спирта и 3 мл дистиллированной воды возьмите эфирные масла (в каплях):

  • валерианы - 4,
  • ромашки - 4,
  • иссопа - 1,
  • лаванды - 2.

Рецепты масляных духов для самостоятельного приготовления

Для основы выберите одно жирное масло, например, миндальное. И по каплям добавляйте в него выбранные фитоэссенции.

  • Духи «Нежность»

Утонченный цветочный аромат. На 20 мл базового масла потребуются эфирные масла (в каплях):

  • сандала - 3,
  • голубого ириса - 3,
  • жасмина - 1,
  • розы - 1.
  • Духи «Южная ночь»

Теплый сладкий запах с пряными соблазняющими нотками. В 10 мл базы добавляйте по каплям такие эфирные масла:

  • пачули - 2,
  • розового дерева - 1,
  • сандала - 1,
  • ванили - 2,
  • жасмина - 1,
  • шалфея мускатного - 1,
  • нероли - 1,
  • иланг-иланга - 1,
  • мандарина - 1.

Чтобы сделать твердые масляные духи, используйте такую же схему смешивания, только вместо жидкого базового масла возьмите предварительно растопленных на водяной бане твердого масла (Ши, какао или карите) и косметического воска. Готовую, но еще не застывшую смесь залейте в медальон или плоскую баночку с крышкой и дождитесь полного застывания (30–40 минут).

Духи — афродизиаки для привлечения мужчин

Рецепты этих духов не оставят мужчин равнодушными!

Масла афродизиаки воздействуют на нервную систему, усиливая чувственность и стимулируя сексуальное желание. Среди них фитоэссенции сандала, кедра, жасмина, бергамота, пачули, иланг-иланга.

Рецепт духов-афродизиаков (в каплях на 10 мл жирного масла):

  • сандал - 2,
  • корица - 1,
  • ваниль - 1,
  • бергамот - 1.

Также известна смесь Афродиты, в которой на 20 мл базового масла приходится по 3 капли фитоэссенций иланг-иланга и розмарина и 2 капли грейпфрута.

Известные духи — раскрываем рецепты 😉

Компоненты знаменитых ароматов часто держатся в секрете. Но некоторые рецепты известных духов доступны и для создания в домашних условиях. На производстве применяют компоненты, недоступные обывателю, а точные пропорции не раскрываются. Но, зная состав всех трех нот аромата, можно воспроизвести нечто близкое по звучанию к оригинальному парфюму.

Montale Candy Rose:

  • База: ваниль;
  • «Сердце» аромата: роза, пачули, ландыш, жасмин;
  • Верх: малина, мандарин, личи, красный апельсин.

Nina Ricci Nina L’eau:

  • Базовые ноты: мускус;
  • Основа: черешня и гардения;
  • «Голова» композиции: нероли, мандарин, грейпфрут.

Chanel Chance Eau Vive:

  • База: ветивер и белый мускус;
  • «Сердце»: жасмин;
  • Верх: грейпфрут и красный апельсин.

Состав известных духов и туалетных вод можно отыскать в любом крупном интернет-магазине парфюмерии и попробовать свои силы в создании полюбившихся ароматов.


Очень важно знать, что не все эфирные масла имеют легко текучую консистенцию. Некоторые эфирные масла и масла абсолю имеют смолянистую, густую или почти твердую консистенцию. Например, масло Мирры и Перуанский бальзам похожи на густой мед, фиалка, ваниль, роза застывают при комнатной температуре

Эфирное масло Гваякового дерева имеет очень густую консистенцию. Иногда оно застывает и становится на вид кристаллическим и его можно только «накладывать», словно засахарившийся мед. Согласитесь, что смешивать почти твердые части очень неудобно. Поэтому, прежде, чем использовать эти масла следует провести некоторую подготовку.

Процесс создания духов состоит из нескольких этапов:
1.Создание аромата каждой ноты
2.Смешивание нот в строгой последовательности.
3.Добавление композиции в основу.
4.Созревание композиции.
Первый этап. Создание аромата каждой ноты.
Консистенция эфирных масел.
Очень важно знать, что не все эфирные масла имеют легко текучую консистенцию. Некоторые эфирные масла и масла абсолю имеют смолянистую, густую или почти твердую консистенцию. Например, масло Мирры и Перуанский бальзам похожи на густой мед, фиалка, ваниль, роза застывают при комнатной температуре. Эфирное масло Гваякового дерева имеет очень густую консистенцию. Иногда оно застывает и становится на вид кристаллическим и его можно только «накладывать», словно засахарившийся мед.
Согласитесь, что смешивать почти твердые части очень неудобно. Поэтому, прежде, чем использовать эти масла следует провести некоторую подготовку.
Нагревание.
Вам понадобится водяная баня, отдельная чистая емкость, например: пробирка или флакон с крышкой. В емкость вы поместите нужное количество масла для работы. Имейте ввиду, что нагревание не должно быть долгим, это может отразиться на качестве масла. Процедура не должна занимать около 10 минут. Какие то масла разойдутся за 1-2 минуты, а для других понадобиться больше времени. Нагревание емкости с эфирным маслом должно быть постепенным. Не рекомендуется сразу емкость помещать в кипяток - она может треснуть.
Например, Розу Галльскую можно разогреть на водяной бане чуть выше комнатной температуры. Для разведения гваякового дерева вам потребуется очень горячая вода и больше времени.
Разбавление.
Застывшее эфирное масло можно разбавить спиртом в пропорции 1 к 3 или другим, более жидким эфирным маслом. Добавьте несколько капель масла, в флакон и тщательно встряхните до полного его растворения. Это могут быть эфирные масла, которые вы планируете использовать в композиции для создания базовой ноты. Разбавление эфирным маслом удобно при работе над масленными духами.
Абсолюты обладают очень концентрированным ароматом и уже поэтому их следует развести спиртом или другим жидким эфирным маслом перед тем как использовать. Пропорция 1 к 3 и более, где 1 часть абсолю, а 3 части - спирт. Если вы создаете спиртовые духи. Если же вы готовите аромат для масляных духов, то разведите его на масле.
Имейте в виду, что некоторые абсолюты не растворяются в масле. Это абсолю пчелиного воска и какао.
СО2-экстракты очень густые и маслянистые жидкости, внешне скорее напоминают мазь, а не масло. К ним можно применить упомянутые выше меры.

Подбор масел для композиции.
Подбирая ароматы, можно утратить способность к обонянию. Многие считают, что аромат кофе – восстановит ваше обоняние и можно смело продолжать поиск. Думаю, что это очередной миф. Я использую масло базилика.
Подбором ароматов лучше заниматься в хорошо проветриваемом помещении и делать небольшой перерыв. Если вы ощутили головокружение или тошноту, то это значит, что вам нужно прогуляться или выпить чашку чая, отдохнуть и немного проветриться на балконе или вокруг дома. Эфирные масла имеют способность влиять на состояние человека как положительно, так и отрицательно, особенно в том случае, если аромат «не ваш».
Мы уже знаем о том, любая классическая композиция составляется по принципу основанном, на степени летучести эфирных масел. Немного повторимся… - это три фазы аромата:
Первая фаза - голова (5 -20 минут). «Голова» очень важна, так как это первое впечатление о композиции. По этим нескольким штрихам мы решаем, нравится аромат или нет.
Вторая фаза - сердце (20 минут – 1 час). Это середина аромата. Она связывает верхние и нижние ноты. Сердце испаряется медленно, источая все оттенки и краски.
Третья фаза – основа (до 8 часов). Самая длинная по продолжительности фаза. Она остается в нашем восприятии, как напоминание об аромате. Эта нота является основой в духах, и часто используется в роли фиксатора (закрепителя) аромата.
Поэтому, что бы сделать правильную композицию, в своем арсенале вы должны иметь несколько масел с разной степенью летучести.
Например,
верхняя – бергамот, лимон, мята, апельсин, розовое дерево
средняя – илан-иланг, герань, пальмароза, морковь, розмарин, тимьян, фиалка, жасмин
низкая – пачули, ветиверия, кедр, сандал, гвоздика (бутон), корица (кора), ирис (корень), имбирь
Все эфирные масла подбираются на ваш вкус и пристрастия.

Для фиксации аромата можно применить Диэтилфталат - искусственно произведенный фиксатор аромата. Он часто применяется в промышленной парфюмерии. Это вещество не пригодно для терапевтических духов, лучше применять аромафикс или другой «зеленый» фиксатор.
Для работы Вам понадобятся блоттеры. Желательно, что бы они были из плотной многослойной бумаги, белые, длиной около 10 см, шириной 1 см. На них вы будете наносить по капле каждое отдельное эфирное масло. Будет лучше, если вы сначала сделаете надпись, а уже потом капните масло. Для этой процедуры можно использовать стеклянную палочку или шприц (через шприц можно получить micro–каплю), тогда эта процедура не будет очень расточительной. Во время подбора старайтесь блоттеры между собой не соприкасать, в противном случае, все ароматы перемешаются и вы не получите чистый эксперимент.
Теперь нанесите на блоттеры все эфирные масла, из которых вы предполагаете сделать композицию. Прочувствуйте каждый аромат в отдельности. Те ароматы, которые вы бессознательно отвергли - отложите в сторону – они не ваши.
Подготовьте несколько вариантов верхних, средних и нижних ароматов, разделите их по степени летучести. Так вам будет удобнее работать.
Определив, какой аромат будет в роли основы для верхней, средней и нижней ноты, можете начинать работать с каждой нотой в отдельности, добавляя в них комплимнтарные ароматы.
Рассмотрим на примере создания средней ноты.
Вы решили, что это должен быть иланг-иланг. Берем в руку блоттер с этим маслом и подносим к носу. Если вас не устраивает этот аромат в чистом виде, например, он кажется вам слишком приторным, то вы можете разбавить его комплиментами. К основному аромату старайтесь не добавлять более трех комплиментарных ароматов. Их максимальное количество составляет около 30% (3:7). Даже если вы не добились желаемого результата, то не отчаивайтесь. На всех этапах создания духов, вы можете корректировать запах, добавляя в композицию те или иные эфирные масла.
Создавайте композицию с учетом всех приведенных выше данных в части 3.
Итак, когда вы подготовили все три ноты, приступаем к следующему этапу.

Второй этап. Смешивание нот в строгой последовательности.
Все ноты смешиваются в строгой последовательности.
1я - Сердце (средние)
2я - База (нижние)
3я - Голова (верхние)

У вас есть в наличии все три ноты в отдельности. На один блоттер капните каплю из смеси ноты сердца, на другой ноту основы – поднесите к носу. Послушайте это сочетание. Если оно вас не устраивает, то вы можете «поиграть» с концентрацией эфирных масел. Должно пройти не менее 2 часов, что бы понять, как звучат эти ноты. Можно использовать многослойную бумагу или носовой платок, можно нанести аромат на свою кожу. В течение 2-3 часов аромат будет, словно распадается на невидимые части. Он проявится во всех своих оттенках. Вам нравится? Отлично. Это момент истины, ваш выбор, который зависит от вашего восприятия. Вы нашли нужное вам сочетание. Запишите эту композицию и переходим к следующему шагу.
После того, как вы определились с сердечной и базовой нотой, начинаем смешивать топ-ноту, самую верхнюю ноту в композиции. Для этого соедините все три ноты в одно целое, и выполните все те же действия. Топ ноты тестируются быстрее, около 30 минут. Прочувствуйте всю прелесть вашей композиции, если требуется, то увеличьте концентрацию летучих масел.
Внимание! Многие делают ошибку и на этом этапе смешивают все три ноты воедино. Нет! Этого делать не следует. Каждая нота растворяется по отдельностии фиксируются основой, и только потом смешиваются между собой. Иногда можно в течение нескольких дней создавать только одну ноту.
Не забывайте записывать все ваши действия на каждом из этапов. Может случиться так, что какое-то данное выпадет из вашей памяти и в следующий раз вам придется все повторить заново. Но!…если вы обладаете уникальной формулой ваших духов, то в любой момент вы сможете прибегнуть к ней и приступить сразу к этапу смешивания и нанесения на основу.
Отмечу, что особую роль играет ваш личный опыт. Если вы много и долго используете разнообразные натуральные ароматы в свой жизни, то вы как опытный повар, ничего не пробуя, способны сотворить шедевр. И наоборот, можно долго принюхиваться и сделать…ххх…
Третий этап. Добавление композиции в основу.
Духи могут быть масляными, спиртовыми, твердыми и сыпучими.
Вот здесь хочу маленьку вставочку сделать, возможно, она покажется кому то глупой, но я сама видела этот рецепт на форуме от одной начинающей дамы.
Рецепт довольно длинный, я прикреплю лишь выдержку.«…30 капель 14% сандала на масле виноградной косточки… долила до верха спиртом… не расстворилось…»
Ну конечно не растворилось! Потому, что масло виноградной косточки жирное. Оно не может растворяться спиртом, даже 96%. Если вы решили создавать парфюм спиртовой, то компоненты не должны быть на масляной основе и наоборот. Это разные духи. Иначе - перевод продуктов и средств. (О.Ш.)
После того как вы определились с формулой и ваша композиция готова, она может получить носитель. Носителем духов может являться спирт, масло, воск и пудра. Все зависит от того, что и как быстро вы хотите получить в результате.
Будьте готовы к тому, что одни и те же эфирные масла в масле или спирте будут пахнуть совершенно по-разному.
Правило смешивания с основой, как было уже сказано выше, для всех видов носителей гласит: Сначала в основу добавляется нота сердца, затем нота базы и в конце топ – ноты, (голова).
1.Масляные духи прекрасно играют на коже. Они отличаются долговечностью, но их аромат более сдержан, чем у спиртовых духов. Они не требуют длительной выдержки и могут быть готовы уже через неделю.
Терапевтические духи как правило, создаются на основе масла. Масло впитывается в кожу, унося за собой аромат эфирных масел. Проникая в кровоток, эфирные масла работают на Ваше состояние, улучшают процессы всех систем организма, корректируют и привносят жизнь и энергию. Масляные духи предназначены для нанесения только на кожу. В этом случае, они благодарно раскроют свой аромат.
Масляные духи делаются на основе жирного растительного рафинированного дезодорированного (без запаха) масла или масленного мацерата (инфуза)>>> Это ароматные целебные настойки на различных частях растения. Они могут выполнять роль не только базы, но также ароматического компаненты в композиции.
Иногда духи создаются на основе минерального масла, но в этом случае, масло не впитываются кожей, а оставляет жирную пленку, что согласитесь, не приводит к поставленной задаче. Поэтому, если хотите сделать что-то стоящее, то используйте косметические натуральные растительные масла. Например, миндаль, абрикос, персик и другие. Каждая нота композиции добавляется в масло по отдельности. И только потом воссоединяться в одном флаконе.
Недостатком масляных духов является то, что они оставляют жирные следы на одежде и делают волосы сальными, если конечно наносить их на волосы и одежду.
Концентрация: Для масляных духов концентрация эфиров должна быть примерно 10%. Например, если вы делаете 10 мл духов, то смесь эфирных масел - 1 мл, а жирного масла – 9 мл. Но это не должно вас ограничивать. Если вы хотите усилить интенсивность вашего парфюма, то можете ее увеличить. Жирное масло является всего лишь носителем, растворителем, закрепителем аромата. Многие любители ароматов соединяют эфирное масло непосредственно в арома-кулоне в чистом виде, без растительной основы, …правда это сложно назвать духами, скорее, ароматическим миксом.
Так же, следует напомнить, что если Ваш индивидуальный парфюм удался, то вы перестаете ощущать его на себе уже через несколько минут. Законы парфюма>>>
2.Твердые духи, благодаря своей мягкой, кремообразной консистенции, предназначены только для нанесения на кожу. Как и масляные духи, они созревают около недели и оставляют жирные пятна на одежде.
Для основы твердых духов, как правило, используется пчелиный воск и растительное масло. В пропорции 1:2, где растительное масло занимает 2 части.
Технология: Делать твердые духи нужно незамедлительно, так как основа быстро застывает. Приготовьте заранее флакончик, баночку, использованную пудреницу, футляр из-под губной помады …(и бог знает, что еще вам придет в голову)… Это емкость, которую вы заполните ароматической пастой.
Пчелиный воск следует растопить на водяной бане или в микроволновке (не кипятить!). Дайте ему остыть и пока воск еще теплый, но уже не затвердевший - смешайте с растительным маслом. Можно использовать маленький венчик. Затем добавьте в основу композицию эфирных масел в строгой очередности (сердце, основа, голова). Быстро разлейте готовые духи в емкость для хранения. Теперь положите их в темное теплое место и через неделю вы можете их использовать.
3.Спиртовые духи очень интенсивны и насыщены, но к сожалению - быстро улетучиваются. Их отличает долгий период созревания – от двух недель до трех месяцев. Духи на спиртовой основе можно наносить на одежду, при условии, что они сделаны на светлой тинктуре. Темные духи могут оставить на одежде пигментные пятна. Духи обычно - очень концентрированный аромат.
Вы можете их делать на чистом спирте, а можете использовать настойки на спирту - тинктуры. Тинктуры, уже обладают своим собственным ароматам и могут являться полноценным участником ароматической композиции. Они способны восполнить редкие запахи, а так же украсить смесь цветом. Цвет тинктуры зависит от растения на котором она настаивалась. Создание тинктуры>>>
Туалетная и парфюмированная вода делаются с добавлением воды.
При разбавлении водой, спирт может стать мутным. Известно, что вода является прекрасным растворителем. Поэтому она может содержать множество различных примесей. Старайтесь использовать дистиллированную воду. В самом крайнем случае, вода может быть кипяченой или талой. Важно, чтобы она была мягкой. И обязательно нужно лить спирт в воду, а не наоборот. (концентрация 40-45%). Если все же сместь осталась мутной, попробуйте профильтровать.
Спирт должен быть не менее 96%, иначе эфирное масло не раствориться. В крайнем случае, 70%, но в этом случае воду добавлять не обязательно.
Если вы создаете:
1. Духи, то должны знать, что концентрация эфирных масел в духах - от 15 до 40 %. (20% от общего количества). Это на 10 мл спирта - 1-2 мл смеси эфирных масел.
2.Парфюмированная вода или туалетные духи - концентрация эфирных масел 10-20%. (10% от общего количество). На 9 мл 80% спирта - 1 мл эфирных масел
3.Одеколон - концентрация эфирных масел 3-8% (около 5% от общего количества), где на 50 мл 70% спирта -15-30 капель эфирных масел.
Для удобства могу привести данное из таблицы капель в 1 мл эфирного масла (мяты перечной) содержится около 35 капель.
Имейте ввиду, что все масла разные по консистенции и при использовании капельника формируют индивидуальное количество капель.
Технология: Растворяйте в строгой последовательности каждую отдельную ноту в спирте. (сердце, основа, голова). После растворения эфирных масел, не смешивайте все три ноты воедино. Дайте им настояться около 30 минут. Пусть эфирные масла привыкнут к основе, раствориться в ней смешаются, подружатся и породнятся. Теперь каждая отдельная нотка будет закреплена носителем и будет играть свою роль в нужное время. Через некоторое время смешайте их между собой, встряхните и уже потом добавьте дистиллированную воду, в соответствии с тем, что вы хотите получить: духи, туалетную или парфюмированную воду.
Для начала, можно приготовить пробник. На 20 капель спирта вам понадобиться 10 капель смеси эфирных масел. Приготовив пробный вариант, вам станет понятно – удачна ваша композиция или нет.
После того, как вы добавили смесь эфирных масел в основу, закройте емкостьи поставьте в темное место до полного созревания. В этот период не забывайте встряхивать смесь каждые 2-3 дня.
Духи, выполненные на основе тинктур, меньше отдают спиртом. Чем разнообразнее и насыщеннее тинктура, тем меньше следов спирта.
Внимание! Чтобы ваша композиция не «отдавала» ароматом спирта, вам поможет глицерин.
Перед добавлением эфирного масла в спирт, нужно добавить порцию глицерина и все тщательно взболтать.
Пропорции:
96% спирт или антисептический раствор - 50% или 50 мл
дистиллированная вода - 25% или 25 мл
глицерин - 5 % - или 5 мл
парфюмерная композиция - 5 % - 5 мл

4. Пудровые духи - сыпучие. Понятие «пудровые» относятся к приглушенным изысканным, деликатным ароматам. Делаются на основе талька, рисовой пудры или пудры без запаха. В качестве наполнителя используют самые дорогие ароматы: жасмин, розу, фиалку, ирис, нероли, туберозу… Иногда используют синтетические наполнители такие как: сирень, ландыш, зеленый чай, пион и др. Пудровые духи применяются для ухода за телом, для ароматического расчесывания волос, для личной гигиены, для ухода за опрелостями у ребенка (с римской ромашкой или лавандой). А так же, применяются для ароматизации платяных шкафов. Ароматная пудровая смесь особенно пользуется большим спросом у полных женщин (…они знают, что с этим делать!)
Технология: В стеклянную емкость с широким входом и герметично закрывающейся крышкой поместить парфюмерную смесь (20 капель - 300 мл). Равномерно распределить жидкость по стенкам емкости и уже затем засыпать носитель аромта. Плотно закрыть и несколько раз встряхнуть. Носителя должно быть в 2-3 раза меньше емкости, что бы пудра хорошо перемешивалась. Встряхивать по мере созревания. Через 1-2 недели у вас готовый пудровый парфюм. Подготовьте специальный мешочек. Снаружи он делается из шелка или атласа, а внутрь вкладывается бумажная прослойка из пористой, но плотной бумаги или флизелин…главное, что бы содержимое не сыпалось, а источало аромат.
5. Саше (Sashet) с добавлением эфирного масла. Саше, чаще всего, красивые рукотворные изделия. В них вложено творчество и душа хозяйки дома. Саше очень медленно и ненавязчиво источает аромат. Его помещают в шкафах с одеждой и бельем для аромата и от моли. Саше, в виде мешочка, можно прикрепить к вешалке с одеждой, а подушечку положить на полку среди нательного или постельного белья. Его можно использовать для спальни в изголовье кровати, для улучшения сна, в детской комнате, можно подвесить на кухне для аромата. По старинному поверью, Саше с ароматными травами является оберегом. Оно предохраняет дом от зависти и злых духов, охраняет покой внутри семьи. В этом случае, Саше можно увидеть висящим при входе в дом или, например, на спинке супружеской кровати. Во многих этнических культурах принято носить небольшие мешочки с травами на шее, как талисман или как амулет, в этом случае Саше выполняет роль индивидуальных духов.
Технология:
1. Нужно сшить небольшой тканьевый мешочек или подушечку с петелькой или ленточками для удобного подвешивания. Ткань, желательно, используйте из натурального волокна (шелк, лен, хлопок). Это будет красивая оболочка для основного, наполненного Саше. Здесь Вы можете дать полную волю вашей фантазии: украшайте его бисером,бусинками и пайетками, вышивкой или кружевами…
2. Затем сшейте второй мешочек. Второй, внутренний мешочек делается из флизелина или плотной ткани, например, из тика. Его размер следует сделать меньше на 3 мм, что бы он легко вставлялся в основной декоративный мешочек. Он выполнит роль фильтра и предотвратит проникновение травяного сбора наружу.
3. Предварительно подготовьте сбор трав или лепестков цветов, специй. Все просушите в теплом помещении. Затем, наполните мешочек из флизелина высушенными ароматными травами и листьями растений.
4. Сделайте ароматную композицию и добавьте ее в Саше.
5. Вставьте мешочек с наполнителем в декоративный и тщательно завяжите или зашейте отверстие.
6. Далее, по мере улетучивания можно добавлять эфирные масла.
Примечание. В некоторых случаях, в Саше можно помещать крупу, например просо, а уже на крупу капнуть несколько капель эфирного масла. Любая крупа содержит липиды (жирные масла) и хорошо удерживает запах, а сухие травы и цветы делают аромат эфирного масла более насыщенным, обогащенным.
Для наполнения подойдут:
Травы и листья: мята, липа, смородина, малина, базилик, табак и др.
Лепестки цветов: роза, жасмин, ромашка, шиповник, пион, лаванда, розмарин, фиалка, клевер и др.
Цедра: апельсина, мандарина, лимона, грейпфрута и др.
Специи: перец, гвоздика, корица, кардамон, фенхель, анис…
Крупа: просо, овес, пшеница, гречка и др.
Четвертый этап. Созревание композиции.
После приготовления смеси, ее нужно поместить в бутылочку с плотной крышкой из темного стекла и поставить в темное теплое место. Духи должны созреть. Как правило, это занимает:
- 4-5 недель, а иногда и до 3-х месяцев - для спиртовых духов.
- 1-3 недели - для масляных, твердых и сыпучих.
- Саше можно использовать сразу.
По мере созревания вы можете тестировать композицию, нанося каплю смеси на блоттер, оценивать аромат и при необходимости вносить изменения.
Первые 2 недели он может вас неприятно удивить оттенками ацетона. Пусть это вас не беспокоит – это идет реакция, где компоненты вступают в взаимодействие, как бы привыкая друг к другу.
Если, в период созревания вашей композиции, вы определили момент аромата, который вам наиболее приятен, то на этом этапе можно дополнительно добавить фиксатор аромата или несколько капель эфирного масла, обладающего фиксирующими способностями. Например, Шалфея мускатного, Дубового мха… В этом случае нужно продлить время созревания вашего парфюма.
Вы должны понимать, что желаемый аромат достигается путем проб и ошибок. Не отчаиваетесь, если не получилось сразу.
На исходе четвертой недели, ваши (спиртовые) духи раскроются как цветок, и вы сможете заслуженно пользоваться результатами своего творчества.
После созревания, духи (спиртовые) нужно процедить через ватный диск или многослойную марлю так, как наверняка выпадет осадок из тяжелых фракций. Затем перелить в темный флакон с герметичной и крышкой и поставить в прохладное место. Но можно и не фильтровать. Незначительный осадок допускается для натуральных духов.
По мере необходимости, духи можно отлить в удобный флакон с пульверизатором, аппликатором или роллером (для жирных духов). Хранить духи можно около года. Поэтому, не рекомендуется делать слишком большие объемы.
Индивидуальные духи - это плодотворная почва для вашего творчества. Вы можете сочинять любые композиции, с разными оттенками ароматов, на любой, даже самый изысканный вкус!