Советы логопеда - как быть с "кашей во рту". Детский центр "гармония" Как убрать дефект речи каша во рту

10 минут плохого самочувствия могут быть инсультом. Как не пропустить его первые симптомы.

Ишемическая атака - это, по сути, тот же инсульт

Слабость отдельно в руке, ноге или в руке и ноге с левой или с правой стороны может быть одним из первых проявлений инсульта, в том числе из-за кровоизлияния в головной мозг. Иногда возможно полное обездвиживание.

Второй важный признак - нарушение речи (ощущение, что просто тяжело говорить, не двигается угол рта или появляется асимметрия лица) или полная потеря речи. Причем эти симптомы могут то появляться, то исчезать: ослабла рука, каша во рту, а через 10 минут все прошло - и люди расслабляются. И пропускают ишемическую атаку - это, по сути, тот же инсульт! Поэтому звонить в «скорую» нужно сразу, даже если к приезду врачей вы чувствуете себя хорошо. Расскажите, что произошло. При обычном инсульте эти симптомы сохраняются долго. Сердце при инсульте не болит, голова тоже. При инсульте многие годы в сосудах головного мозга происходят изменения, часто абсолютно незаметные.

Инсульт может случиться даже после гриппа

С возрастом возрастает риск получить инсульт. Но в последнее время он угрожает и молодым. Причины банальны: молодежь курит, злоупотребляет алкоголем, имеет избыточную массу тела. «Помолодели» сахарный диабет, артериальная гипертония, мерцательная аритмия, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность. Все это может спровоцировать инсульт. К тому же у молодых есть и прямые причины для инсульта: наследственное нарушение свертывания крови, пролапс митрального клапана. Инсульт может развиться даже после гриппа. Это редкое осложнение после него, но оно случается.

В группе риска также беременные. Основная причина - повышенное артериальное давление и склонность к образованию тромбов. Кроме того, женщины стали рожать в более позднем возрасте, а это тоже фактор риска.

Часто инсульты случаются у тех, кто страдает мерцательной аритмией, когда в полости сердца образуются микротромбы. Отлетая, они могут закупорить сосуды головного мозга. Поэтому при любой форме аритмии надо обязательно принимать препараты, прописанные врачом, чтобы не случилось инсульта. Лекарства (пероральные антикоагулянты) нового поколения на 35% снижают риск развития инсульта и почти на 60% риск осложнения - внутримозгового кровоизлияния.

Нельзя резко снижать давление

Почему это опасно? Если есть артериальная гипертония, то резкое снижение давления так же опасно, как и резкое повышение. При артериальной гипертонии сосуды, как правило, извиты, кровь через них проходит под давлением. Если его резко снизить препаратами, подача крови нарушается. Вот почему опасно бесконтрольно принимать таблетки от давления. Часто нельзя принимать их на ночь. В норме во время сна давление снижается само по себе. Если снизить его еще и препаратами, можно серьезно навредить себе. Поэтому нельзя каждый раз подкладывать под язык таблеточку от давления - разработайте свою схему приема препаратов.

Реабилитация после инсульта необходима всегда и всем. Сейчас в России есть разные возможности прохождения такого восстановительного лечения: в рамках ОМС, по полису добровольного страхования или в частном реабилитационном центре. Каждый из этих способов может быть достаточно эффективным, и у каждого есть свои особенности. Расскажем немного о том, чем отличается реабилитация по полису обязательного медицинского страхования от программы восстановления после инсульта в МЦР.

Историю реабилитации нашей пациентки, молодой женщины Юлии, пережившей инсульт и осложнения после него, оценили на всероссийском уровне - на конкурсе «Лучший клинический случай–2018» этот случай занял второе место. Команда Междисциплинарного центра реабилитации помогла Юлии вернуться к самостоятельной жизни из состояния, близкого вегетативному.

Порой в результате болезни или травмы человек не может больше управлять своей рукой, плохо ходит или вынужден пользоваться инвалидной коляской. Это тяжелейшая ситуация и с физической, и с психологической стороны, и поначалу непонятно: ну как жить без руки, которая меня кормила? Как можно привыкнуть к невозможности ходить?

Как не допустить ошибок, если случился инсульт? Это заболевание не щадит никого: если вы думаете, что он поражает только пожилых, вы заблуждаетесь. Удар может произойти и с активным, молодым, трудоспособным человеком. В этой статье мы перечислим основные ошибки, которые совершают пациенты и их родственники после инсульта.

Интервью

Денис Дятлов закончил медицинский институт по специальности психотерапия, но вот уже несколько лет работает врачом-эрготерапевтом. Этот разговор с Денисом - о том, что такое эрготерапия, как эта область медицины пересекается с психологией и психотерапией, и можно ли вернуть человека с последствиями тяжелого заболевания к самостоятельной жизни.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения. Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата - губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования. По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий. Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С). Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи. В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу - морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы - им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи - замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов. В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!

В настоящее время найти человека, который четко и ясно произносит все звуки и слова, непросто. Конечно, есть люди, которым хорошая дикция дается от природы, но их не так много. Тем, кто хочет, чтобы их всегда понимали, не переспрашивали по десять раз «Что ты сказал?», кто хочет развить речевой аппарат и избавиться от «каши во рту», вполне по силам помочь себе с помощью специальных упражнений и скороговорок для хорошей дикции.

Дикция – это произнесение слов и звуков отчетливо, с правильной артикуляцией. Чаще всего причиной плохой дикции является малоподвижность нижней челюсти, неумение хорошо открывать рот во время разговора.

Заниматься улучшением дикции можно на специальных курсах, группами и индивидуально, с логопедами, а можно и самостоятельно, с помощью скороговорок, направленных на правильное произношение отдельных звуков и их сочетаний. При произношении скороговорок, их множественном повторе, вы через некоторое время заметите, что непослушные ранее звуки произносятся всё легче, речь становится более членораздельной и понятной.

Скороговорки для дикции можно подразделить на «взрослые» и «детские», отличие их – только в смысле. Если скороговорки предлагаются ребенку, то они должны быть понятны, для маленьких детей – проиллюстрированы, а тем детям, кто уже умеет читать, скороговорку полезно записать на бумаге, отметить отрабатываемые звуки и показать их правильную артикуляцию.

А вот какие скороговорки для улучшения и развития хорошей дикции взрослых и детей вы можете разучивать на отработку отдельных звуков.

Звук «Р»:

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
- собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все;
- на дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Дрова вширь двора, дрова вдоль двора. Не вместит двор дров, надо выдворить дрова на дровяной двор обратно;
- королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.

Звук «Л»:
- малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила;
- Ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели;
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? - Полили лилию. Видели Лидию;
- орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.

Звуки «Б», «П»:
- маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала;
- бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа;
- горят лампы на рампе;
- командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал;
- краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь».

Звук «Ц»:
- целебен сок цветка нарцисса, он исцеляет тела мышцы. Цыгане ценят это средство и лечат этим средством с детства;
- цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»;
- цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец;
- цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Шипящие звуки:
- не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ;
- чижик, щука, три леща чуют чёрта, трепеща;
- в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко;
- два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке;
- у Фени фуфайка, у Фаи туфли;
- чешуя у щучки, щетина у чушки;
- зажужжала пчела, дожужжалась паука;
- шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шуршат и шарят гроши.

Скороговорки на сочетание нескольких звуков:

Егерь Емеля в ельнике ел ежевику;
- на горе Арарат растёт крупный виноград;
- у осы не усы, не усищи, а усики;
- Елизавета, Екатерина и Яков продавали на ярмарке яркие майки;
- была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру;
- везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, всех в сугроб;
- Майя и Тимофей сидели на скамейке у подъезда и слушали соловья;
- вот сироп, кисель в стакане, это сырники в сметане, апельсины, персик, сливки, и сосиски есть в подливке.

Произнося скороговорки для хорошей дикции существует несколько правил, следуя которым будет проще и легче их усвоить:

Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая;

Произносить скороговорки перед зеркалом беззвучно;

Произносить скороговорки шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны;

Пробовать произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

Золотое правило хорошего произношения – чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

«Да у тебя каша во рту», - говорят о людях с не четкой, смазанной речью. Согласитесь, сложно общаться с человеком, который говорит непонятно, но и самому человеку непросто. Помимо сложностей с повседневным общением, нечеткая речь может стать препятствием при устройстве на работу. Множество профессий связанно с общением: сотрудники банка, администраторы, юристы, учителя, продавцы и многие другие, а если у человека есть дефект речи, то, скорее всего, работодатель откажет ему, так как у такого сотрудника могут возникнуть трудности в процессе работы.

Что же это за «каша» и как от неё избавиться? В народе «кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).

Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

  • неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др.), в результате чего органам артикуляции сложно принять правильную позу для произнесения определенного звука;
  • нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух), т.е. человек не различает звуки на слух, а, следовательно, не может определить правильно ли он сказал слово (вместо «жук» может быть «шук», вместо «коза» - «коса»);
  • неправильно сформировавшиеся артикуляционные уклады, которые негативно сказываются на звукопроизношение (например, звук [л] произносится с помощью губ как английское «w», при произнесении звука [с] кончик языка высовывается между зубов и др.).

При дизартрии нарушения носят более серьезный характер, так как нарушенным оказывается не только звукопроизношение, но и интонация, тембр и ритм речи. Причиной этого нарушения служит недостаточное обеспечение мышц артикуляционного аппарата нервными импульсами, в результате чего нарушается их связь с центральной нервной системой. В результате этого нарушается тонус артикуляционной мускулатуры (повышенный, пониженный или изменяющийся характер). При таком состоянии человеку трудно управлять органами артикуляции, поэтому речь и получается смазанная. Помимо звукопроизношения , нарушенным может быть и речевое дыхание (поверхностное, слабое), голос (тихий, слабый, прерывистый), кроме этого голос становится монотонным и маловыразительным.

Как видно, дизартрия более серьезное нарушение речи, чем дислалия, и оно требует большего внимания, а иногда для устранения этого дефекта необходимо медикаментозное лечение.

Как уже было отмечено, при обоих нарушениях страдает звукопроизношение. Существует несколько типов нарушения звукопроизношения:

  • Искажение, когда звук произносится неверно, например горловое [р] или картавость, произношение звука [л] с помощью губ и др.
  • Смешение, недостаточное различение схожих по артикуляции или близких по звучанию звуков при произношении (рыба-лыба, шуба-суба)
  • Замена, использование другого звука вместо отсутствующего в речи (шапка-фапка, хапка, рыба-лыбй, йыба, сумка-фумка, дом-том)
  • Пропуск, когда звук просто не используется в речи (ракета-акета, кошка-кока и др).

Все эти нарушения могут быть как вследствие не развитого фонематического слуха так и из-за того что человек не может принять правильную артикуляционную позу.

В отличие от дислалии и дизартрии, при тахилалии нарушается не звукопроизношение, а темп речи. Человек с таким нарушением говорит быстро, невнятно, «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами. Это все происходит непроизвольно, но если говорящий будет внимательно следить за речью, то она приблизится к норме.

Существует несколько причин возникновения данной проблемы:

  • наследственный фактор;
  • подражание быстрой речи взрослого у ребёнка, что со временем закрепляется и уже негативно сказывается на речь взрослого человека;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Для устранения этих недостатков лучше всего обратиться за помощью к логопеду. Безусловно, в интернете можно найти много информации и видеороликов по устранению нарушений звукопроизношения, но, не зная причин нарушения можно либо потратить время впустую, применяя бесполезные методики, либо вовсе ухудшить свое положение.

Логопед сможет определить причину нарушения, его вид и, конечно же, разработает индивидуальный план работы по преодолению речевой проблемы. Если возникнет необходимость, логопед может посоветовать пройти обследование у других специалистов (ортодонт, невролог, лор) , для того чтобы работа по устранению дефектов была результативнее. Возможно, при наличии проблем с тонусом мышц, будет необходимо провести курс специального логопедического массажа. Кроме этого, при нарушениях голоса, тембра и речевого дыхания также необходимы специальные упражнения, которые подбираются логопедом индивидуально.

Несмотря на сложность дефекта и кажущуюся невозможность решения проблемы, не стоит отчаиваться, работа под руководством логопеда принесет свои плоды. Главное помнить, что даже высококвалифицированный специалист будет бессилен, если человек сам не будет прилагать усилий. Да, исправление звукопроизношения непростая задача в любом возрасте, но все обязательно получится, если постараться.

В заключении приведем примеры из жизни:

Юрий 20 лет, пришел на консультацию с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики было выявлено нарушение звуков [ш],[л], [р], нарушение речевого дыхания и голоса. По результатам диагностики логопед составил индивидуальный план работы и в течение года (занятия 3 раза в неделю) полностью поставили все звуки и устранили другие недостатки речи, конечно же, молодой человек был заинтересован в результатах и занимался еще и дома.

Ксения 18 лет. Пришла на консультацию к логопеду после самостоятельной попытки исправить произношение звука [р]. В течение года девушка занималась по видео урокам, но успехов не отмечала. По результатам диагностики, логопед составил план работы, который включал в себя и логопедический массаж, так как у девушки были проблемы с тонусом мышц языка, по истечении полугода регулярных занятий удалось поставить звук.