Становление терморегуляции у новорожденных детей. Особенности терморегуляции у ребенка, механизмы теплопродукции и теплообразования, требования к одежде и к температуре окружающей среды в зависимости от периода развития ребенка Когда у ребенка налаживаетс

Внутриутробно плод находится в околоплодных водах, температура которых около 38,0 "С, тепло поступает ребенку через плаценту от матери, так как собственные механизмы терморегуляции еще не функционируют. При этом температура тела плода на 1 °С выше, чем у матери.

При рождении ребенок оказывается в среде с более низкой температурой, его кожа охлаждается, а это рефлекторно стимулирует самостоятельное дыхание, но только тогда, когда температура снижается в пределах 1,0-1,5 "С. Возможность увеличить собственную теплопродукцию (особенно если ребенок мокрый и раздет) низкая.

Для удовлетворительного состояния новорожденного необходима комнатная температура около 25,0 "С (для недоношенных до 28,0 °С), недопущение нахождения ребенка мокрым и неодетым, все процедуры следует выполнять на тепловом матрасе и под радиантным источником тепла; новорожденного нужно выкладывать только в кувез, предварительно согретый до 35,0 °С, необходим положительный телесный контакт с матерью.

Особенности терморегуляции у новорожденных

Нестабильность терморегуляции новорожденного обусловлена следующими факторами:

  • непропорциональное соотношение между малой массой тела новорожденного и относительно большой поверхностью его тела;
  • низкая теплоизоляция обусловлена наличием незрелого эпидермиса, плохой выраженностью (или практически отсутствием у детей с ЭНМТ) бурой жировой клетчатки и подкожного жирового слоя;
  • при рождении ребенка в условиях потери тепла испарением с кожи быстро возникает нарушение терморегуляции в виде гипотермии - температура кожи («оболочки») новорожденного снижается на 0,3 °С в минуту, а температуры внутренних органов («ядра» организма) - на 0,1 "С в минуту;
  • при охлаждении организма новорожденный не может адекватно увеличить потребление кислорода, что приводит к гипоксии;
  • в состоянии гипоксии значительно повышается потребление кислорода при обменных процессах (цикл Кребса) для поддержания адекватного уровня теплопродукции (необходима дополнительная оксигенация);
  • чем меньше гестационный возраст новорожденного, тем выше незрелость и функциональная недостаточность центральных механизмов терморегуляции (центр терморегуляции - область гипоталамуса).

Способы термометрии:

  • ректальная температура (риск травмы слизистой оболочки и перфорации прямой кишки, инфицирования, вагусная стимуляция) - среднее значение 37,5 °С, диапазон 36,8-37,6 °С;
  • аксиллярная температура - среднее значение 36,6 °С, диапазон 36,5-36,9 °С;
  • температура, измеренная в ротовой полости, - среднее значение 36,8 °С, диапазон 36,4-37,2 °С;

Для термометрии у детей используют электронные (показатели часто недостоверны), ртутные, ротовые (разрешены только с 4-летнего возраста) и ушные термометры.

Примечание . Для обогрева новорожденных не рекомендуется использовать резиновые грелки из-за невозможности контроля температуры воды.

При температуре поверхности пеленального столика и т. п. до 39-40 °С и выше - риск возникновения у новорожденного термического ожога.

Термометрия у новорожденных:

  • термометрию (по возможности) проводить в спокойном состоянии ребенка;
  • если новорожденный кричит, возбужден, то сначала желательно его успокоить, а температуру тела измерять спустя 15-20 мин;
  • перед проведением термометрии в подмышечной, паховой областях необходимо насухо их протереть;
  • для определения аксиллярной температуры термометр укладывают в подмышечную область и плотно прижимают плечо ребенка к грудной клетке, такое положение удерживают 5-10 мин;
  • для определения ректальной температуры новорожденного нужно положить на спину, поднять и развести ножки, смазать кожу в области ануса детским кремом или вазелиновым маслом, ввести термометр в задний проход ребенка на глубину 1,5-2,0 см, после чего свести ножки и удерживать в таком положении 3 мин, не выпуская из рук термометр (исключая риск травмы);

Новорожденный (особенно недоношенный) имеет свои индивидуальные показатели нормальной температуры тела, которые колеблются в зависимости от времени суток и способа термометрии. Однако существуют общие средние показатели нормальной температуры тела для новорожденных.

Показатели нормальной температуры тела новорожденных

Известно, что в растущем организме постоянно протекают с высокой интенсивностью обменные процессы и различные формы получаемой и затрачиваемой при этом метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция - ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако, в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача - ТО), что способствует понижению температуры тела. Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при условии равенства величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за 1-й год жизни до 2,4 ккал за 1 ч. У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно у них уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15-17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции. Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры (set point) прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры и контролируют все виды тер-морегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной для регуляции. Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы термо-регуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопоте-ри, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30% от общего числа) теплочувствительные нейроны (ТЧН), которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов (ТР) кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (ТНН) (около 60%), получающие афферентные сигналы от Холодовых рецепторов (ХР).



МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛООТДАЧИ

Основная масса тепла образует­ся во внутренних органах. Поэтому внутренний поток тепла для удале­ния из организма должен подойти к коже. Перенос тепла от внутренних органов осуществляется за счет теплопроведения (таким способом пе­реносится менее 50% тепла) и кон­векции, т. е. тепломассапереноса. Кровь в силу своей высокой тепло­емкости является хорошим провод­ником тепла.

Второй поток тепла - это поток, направленный от кожи в среду. Его называют наружным потоком. Рас­сматривая механизмы теплоотдачи, обычно имеют ввиду именно этот поток.

Отдача тепла в среду осуществ­ляется с помощью 4 основных меха­низмов:

1)испарения;

2)теплопроведения;

3)теплоизлучения;

4)конвекции.

МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛОПРОДУКЦИИ

Источником тепла в организме являются экзотермические реакции окисления белков, жиров, углеводов, а также гидролиза АТФ. При гидролизе питательных веществ часть осво­божденной энергии аккумулируется в АТФ, а часть рассеивается в виде теплоты (первичная теплота). При использовании энергии, аккумулированной в АГФ, часть энергии идет на выполнение полезной работы, часть рассеивается в виде тепла (вторичная теплота). Таким образом, два потока теплоты - первичной и вторичной - являются теплопродукцией. При высокой температуре среды или соприкосновении человека с горячим телом, часть тепла организм может получать извне (экзогенное тепло).

При необходимости повысить теплопродукцию (например, в условиях низкой темпера­туры среды), помимо возможности получения тепла извне, в организме существуют меха­низмы, повышающие продукцию тепла.

Классификация механизмов теплопродукции:

1.Сократительный термогенез - продукция тепла в результате сокращения скелетных мышц:

а) произвольная активность локомоторного аппарата;

б) терморегуляционный тонус;

в) холодовая мышечная дрожь, или непроизвольная ритмическая активность скелет­ных мышц.

2.Несократительный термогенез, или недрожательный термогенез (продукция тепла в результате активации гликолиза, гликогенолиза и липолиза):

а)в скелетных мышцах (за счет разобщения окислительного фосфорилирования);

б) в печени;

в) в буром жире;

г) за счет специфико-динамического действия пищи.

Сократительный термогенез

При сокращении мышц возрастает гидролиз АТФ, и поэтому возрастает поток вторич­ной теплоты, идущей на согревание тела. Произвольная мышечная активность, в основном, возникает под влиянием коры больших полушарий. Опыт человека показывает, что в усло­виях низкой температуры среды необходимо движение.

У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. ”Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду” . С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.:

В детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

Кожа детей нежна и ранима;

Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Вопрос

· Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов - мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.

· Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привезти к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями9 вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

· Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

· Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Примерный режим детского сада:

  • с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность;
  • с 8:00 до 8:20 – завтрак;
  • с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность;
  • с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам;
  • с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке;
  • с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе;
  • с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность;
  • с 11:45 до 12:20 – обеденное время;
  • с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну;
  • с 12:45 до 15:00 – тихий час;
  • с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник;
  • с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность;
  • с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам;
  • с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке;
  • с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

Время свободной деятельности в режиме дня в детском саду предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе. Летний режим в детском саду несколько отличается от других периодов – в это время дети ходят на экскурсии, посещают театры, зоопарк и другие интересные места.

Время приема пищи практически во всех детских садиках одинаковое. Некоторые изменения встречаются в частном детском саду – помимо завтрака, обеда и полдника тут есть второй завтрак и ужин. Второй завтрак, как правило, состоит из фруктов, витаминизированных блюд и сладкого. Ужинают дети в период с 18:30 до 19:00.

Огромное значение в режиме дня в детском саду играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном детском саду.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 3 часов.Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия в детском саду. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать. Основные занятия в детском саду:

  • музыкальные занятия;
  • занятия на развитие речи;
  • физкультура;
  • изобразительное искусство;
  • формирование первичных математических навыков.

Все занятия с детьми проводятся по группам в зависимости от возраста ребенка. Время занятий в старшей и подготовительной группе является более продолжительным, чем в младшей и ясельной.

Вопрос.

Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям окружающей среды. Закаливание детей
необходимо для того, чтоб организм хорошо переносил воздействие
перепадов температур, чтоб дети не боялись переохлаждения, сквозняков. У
закаленных детей снижается заболеваемость и даже если они болеют, то,
как правило, болезнь проходит мене болезненно и без серьезных
последствий.

Детки до 1 года

Солнечные лучи очень сильнодействующее средство, ультрафиолет активно
влияет на иммунологическую резистентность организма. Чем младше
ребенок, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому закаливание ребенка солнцем младше года не показано.

Для закаливания детей первого года жизни используются только рассеянные и отраженные лучи. Проводить закаливание
с детками во время бодрствования необходимо под навесом или в тени
деревьев. Следует запомнить, что раздевать до гола можно только через 25
– 30 минут после сна, на голову малыша следует одеть панаму с
козырьком. Сразу после сна, при отсутствии ветра и температуре воздуха
+22 +26 на малыша нужно одеть трусики и рубашку из легкой ткани. Через
30 минут малыша оголяют на 3 минуты (постепенно через 1-2 дня время
увеличивают на 2 минуты и доводят до 10 минут). В теплую безветренную
погоду такие солнечные ванны можно проводить во время каждой прогулки на
свежем воздухе. Желательно чтоб малыш имел возможность двигаться,
игрался с игрушками, а совсем маленьких детей нужно самим поворачивать
на разные бока и выкладывать на животик.

Дети от 1 до 3 лет

Детям от года до трех с осторожностью проводят солнечные ванны ,
деток выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в
течении нескольких дней прогулка проводилась в светотени. В рассеянных
солнечных лучах сравнительно мало инфракрасных лучей и достаточно много
ультрафиолета, что является профилактикой перегревания организма
ребенка. Перегревание очень опасно для детей с повышенной
нервно-рефлекторной возбудимостью. Поэтому одежду лучше подбирать
светлых тонов, она защитит ребенка от перегревания и излишнего
облучения.

Терморегуляция у детей - вопросы перегрева и замерзания.
терморегуляция новорожденных.
Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир – из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции – ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев. Однако, у ребенка вследствие его возраста терморегуляция еще слабая. За чет этого необходимо создавать особые условия по уходу при рождении и в его первые месяцы жизни. Что же о терморегуляции необходимо знать родителям карапуза, как правильно ухаживать за малышом, как не переохладить и не перегреть кроху? Давайте разберемся.

Как работает система
терморегуляция работает достаточно просто – при замерзании активируется механизм расщепления жира и углеводов. в результате чего образуется энергия и тепло, если ребенок сильно замерзает, подключаются механизмы мышечной дрожи, позволяющие согреваться быстрее, если же происходит повышение температуры тела, кровь обычно перетекает к коже, происходит расширение кожных сосудов и лишни порции тепла уходит через кожу в атмосферу. Помогает быстрее охлаждать тело и потение – влажная кожа по закону физики охлаждается скорее. За счет этого механизма тело самостоятельно поддерживает постоянство температуры тела без резких ее колебаний при раздевании или изменении условий внешней среды.
Однако, для ребеночка на все так просто – его механизмы поддержания тепла и постоянной температуры тела еще не совершенны, он может как быстро переохладиться в условиях холодно пространства, так и быстро перегреться даже казалось бы в обычных условиях, если будет слишком тепло одет. И если об исключении переохлаждения заботятся все родственники, надевая по две-три шапочки даже в теплую погоду, то вот о том, что это реальная возможность перегреть ребенка и навредить ему заботливые мамы и особенно бабушки не подозревают.

Чем плохо переохлаждение и перегрев
На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких – активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления – насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда – родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.
А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются – «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше – влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.
Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей – дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями – они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

Что нужно знать родителям
Система терморегуляции карапуза очень несовершенная, и дозревает в первые годи жизни малыша, родителям важно научить его быстро и правильно адаптироваться к меняющимся погодным условиям и колебаниям температур. Это поможет системе терморегуляции настроить свою работу и в дальнейшем функционировать правильно. Начинать тренировки необходимо с первых же минут жизни. Однако, чтобы правильно тренировать терморегуляцию, необходимо знать признаки перегрева и замерзания, переохлаждения ребенка, и, исходя из этих знаний, правильно организовать уход за крохой.
Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается – оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.
Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания
При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. При таких приступах перегрева у него может подскочить температура до 38°С и даже выше. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время – это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник – напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена – стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.
При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения – из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. Пи первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.
Но как же на улице определить – не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки – это не признак замерзания. На самом деле все просто – положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий – вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный – наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Практические рекомендации молодым родителям
Для того, чтобы детки легко переносили любой перепад температур, не перегревались и не замерзали, необходимо выполнять несколько несложных рекомендаций ухода за малышом. Тогда ваш крошка будет закаленным и хорошо будет себя чувствовать в лютые морозы и летний зной.

Во-первых, при комнатной температуре выше +18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки – кожа тела должна дышать, а руки и ноги – активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает – прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Ребенок потеет и замерзает точно также как и вы, нет необходимости надевать на него одежды больше – его температура тала поддерживается также как у вас около 36.5-36.8°С. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми – но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек – они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела – перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно – ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями – так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.

Конечно, малыш рождается с не полностью сформированной системой терморегуляции, но по мере роста ребенка она формируется и совершенствуется. Поэтому, в руках родителей здоровье и самочувствие ребенка, как они научат организм ребенка реагировать на температуру среды, так и будет в дальнейшем выполняться эта программа.

Терморегуляция - совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.

У новорожденного ребенка терморегуляция не совершенна. При рождении тела близка к температуре тела матери и равна 37,7-38,2°С. В течение нескольких часов после рождения она снижается на 1,5-2,0 °С, а затем вновь повышается до 37 °С.

У незрелых, недоношенных детей температура снижается ниже Нормальной в течение первых дней жизни. Снижение температуры тела у доношенного ребенка называется транзиторной гипотермией новорожденных.

Приблизительно у 0,3-0,5% новорожденных на 3-5-й день жизни наблюдают гипертермию. Это явление объясняют заселением бактериальной флоры и обезвоживанием организма ребенка. После 5-го дня температура тела остается очень чувствительной к колебаниям температуры окружающей среды. Температура тела незначительно меняется при кормлении детей, при пеленании. Установление нормальной температуры происходит только К 1,5-2 месяцам жизни, а у недоношенных детей в более поздние сроки.

После установления нормального суточного ритма температура Н подмышечных впадинах и в паху равна приблизительно 36,1- 36,6 °С, в прямой кишке - 37,1-37,5 °С.

После периода новорожденности повышение температуры тела у ребенка чаще всего связана с инфекцией. У детей приблизительно до 9-10 месяцев температура может повышаться при обезвоживании.

Центральным звеном терморегуляции является гипоталамическая область. Поэтому различные воздействия на гипоталамус также могут вызывать повышение температуры (гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная травма новорожденного, аномалии развития мозга).

Влияние на температуру тела ребенка первых месяцев жизни оказывает так называемый несократительный термогенез. Образование тепла у детей раннего возраста происходит за счет жировой .

Более совершенным видом теплопродукции является сократительный теплогенез. Он создается за счет повышения мышечной активности. Поэтому он значительно возрастает при воздействии холода на ребенка. Механизмы теплопродукции у детей нарушаются при родовой гипоксии, на фоне заболевания органов дыхания, введения некоторых лекарственных препаратов (β-блокаторов).

Процессы теплоотдачи созревают только к 7-8 годам. Теплоотдача регулируется и потоотделением, которое у детей первых лет жизни еще несовершенно. Поэтому для детей в возрасте до 7-8 лет необходимо организовывать оптимальные температурные условия. Ребенок может находиться раздетым и не терять тепла, если он находится в термонейтральной зоне. Для новорожденных доношенных детей она равна 32-35°С, для недоношенных - 35-36°С, для запеленатого доношенного - 23 - 26°С, а для недоношенного - 30-33°С. К возрасту 1 месяц пределы термальной зоны смещаются для запеленатых детей вниз на 1,5-2,0°С. Для создания условий терморегуляции голову ребенка при пеленании не покрывают. При выхаживании недоношенных до совершенствования терморегуляции их содержат в кувезах.

Несоблюдение оптимального температурного режима у детей раннего возраста приводит к нарушению развития головного мозга, заболеваниям органов дыхания и сердечнососудистой системы. Поэтому сразу же после рождения детей пеленают в теплые пеленки. Осмотр, смену белья, обработку кожи и пупка проводят быстро на подогретом пеленальном столе. Недоношенному ребенку все манипуляции проводят в кувезе.

Перегревание ребенка не менее опасно, чем переохлаждение. Во-первых, у детей даже при временном перегревании развивается обезвоживание организма, во-вторых, нарушение микроциркуляции вследствие перегревания приводит к тепловому удару или шоку, нарушению функции центральной нервной системы, сердца, .

Такая же ситуация возможна тогда, когда гипертермия вызывается инфекционными заболеваниями. Ребенок может погибнуть от перегревания, поэтому при гипертермии ему требуется экстренная помощь.

Для детей грудного возраста создают комфортные температурные условия. В помещении, где они находятся, влажность воздуха составляет 30-60%, скорость движения воздуха - 0,12-0,2 м/с, температура воздуха - 21-22 °С. С двух лет температура комфорта снижается до 18 °С, а для относительного оптимума теплового состояния - даже до 16 °С.

Важно правильно и адекватно одевать ребенка. В зимнее время на улице на ребенке должно быть 4-5 слоев одежды с учетом ветронепроницаемого верхнего слоя. Зимой для прогулок обычно используют комбинезоны или полукомбинезоны. Летом, в зависимости от температуры воздуха, слоев одежды может быть до двух при температуре воздуха 23°С и выше, и до трех при температуре воздуха 16-17°С.

Для предупреждения охлаждения и перегревания широко применяют методы закаливания детей. Закаливание должно быть постепенным, кратковременным - с применением холодового (импульсного) контакта с кожей ребенка, с постепенным распространением холодового раздражителя на площадь кожи и изменением сроков закаливания. Сначала это обливание ног с понижением температуры. Затем одномоментное обливание холодной водой от голеней до бедра, от пупка до шеи и головы. При системности и повторяемости обливаний происходит созревание адаптационных приспособлений, что влечет за собой увеличение времени проведения этих процедур.

Для формирования холодовой устойчивости и адаптационно-приспособительных реакций детям достаточно двух обливаний в неделю. Лучше их проводить весной. Большие дозы закаливающих процедур вызывают срыв адаптивных реакций, приводят к гиперстимуляции надпочечников и обусловливают иммунодефицитные состояния.

Закаливающие процедуры у детей не должны вызывать снижения внутренней температуры тела. Нужно также помнить об индивидуальном режиме закаливания, так как каждый ребенок по-своему реагирует на холодовые раздражители.

В детских лечебно-профилактических учреждениях используют и такие формы закаливания, как сон на открытом воздухе, воздушные холодовые ванны, обтирание мокрыми холодными простынями, общее обливание, ножные ванны и обливание ног с постепенным снижением температуры от 36,6 до 32,6°С. В некоторых детских поликлиниках для закаливания детей используют бассейны с процедурами кратковременного обливания детей струей холодной воды и др.

Есть дети, у которых температура без видимых причин повышается до 37,3-37,5°С, хотя они здоровы. Чаще всего это ответ температурной реакцией на прием пищи, повышенную физическую активность или повышенный психоэмоциональный тонус.

Патологической считается температура выше 37,5°С, которая обусловлена каким-либо заболеванием. При этом состояние теплопродукции всегда превалирует над теплоотдачей. Часто присоединяется озноб, обусловленный сократительным термогенезом. В таких состояниях виноваты вещества, называемые пирогенами, которые воздействуют на терморегулирующие центры центральной нервной системы.

Существуют различные типы патологических температурных реакций.

Частоту регистрации температуры у детей определяет врач - 2 раза в день, через 1 ч, через 2 ч и т. д. Регистрацию температуры в течение дня проводит средний медицинский персонал.

Температура тела ниже 36,4 °С чаще всего наблюдается у детей со сниженным энергетическим обменом, обусловленным тяжелым заболеванием внутренних органов. Это истощение (дистрофия), сосудистая недостаточность, недостаточность функции основных органов и систем. При шоке, особенно анафилактическом, температура также снижается ниже нормальной.

Новорожденный ребенок переживает своеобразный стресс, попадая во "взрослый" мир из уютнойутробы матери. В этом мире все нужно делать по-другому: дышать, получать пищу, двигаться, смотреть, слышать.Все это ребенок словно учится делать по новым правилам нового для него мира. Этот период привыкания к новым условиям жизни называют периодом новорожденности, в это время малыш адаптируется к новым условиям жизни вне утробы матери.

Во "взрослом" мире все по-новому, но в первую очередь здесь совсем не так тепло, как в утробе матери. И поэтому после рождения у всех малышей терморегуляция осуществляется совсем не так, как у взрослых. Сразу после рождения ректальная температура у новорожденного находится в пределах от 37,7 С до 38,2 С. Этот температурный интервал как раз и отражает температуру в теле матери, т.е. ту температуру, к которой малыш привык за время внутриутробной жизни. За последующие после родов 2-3 ч температура тела младенца постепенно понижается до 35,8-35,5 С, такое явление понижения температуры тела врачи называют транзиторной гипотерми ей , и обусловлено оно резкой сменой температуры окружающей среды. У здоровых доношенных новорожденных вслед за понижением температуры начинается ее повышение примерно до 37 С. У недоношенных и больных новорожденных гипотермия проявляется в большей степени, пониженная температура у таких младенцев может сохраняться в течение нескольких суток.

Примерно для 1 % новорожденных на 3-5 день жизни характерно также явление транзиторной гипертермии - т.е. подъема температуры тела до 38-39 С. Возможными причинами этого явления врачи называют незначительное обезвоживание организма младенца и бактериальное заселение кишечника.

Терморегуляция новорожденных имеет следующие важные особенности:

  • при повышении температуры окружающей среды проявляется сниженная способность отдавать тепло, что легко может привести к перегреву новорожденного (поэтому не стоит очень сильно укутывать малыша)
  • при некомфортных условиях (мокрых пеленках, например), при снижении температуры окружающей среды проявляется способность легко терять тепло, что легко может привести к переохлаждению

В общем, для новорожденных в первые недели жизни характерна неустойчивость температуры тела и ее быстрые изменения при пеленании, купании, после кормления. Примерно к 2 месяцам жизни у новорожденного устанавливаются циклические суточные колебания температуры тела. Температура тела в течение суток может колебаться в интервале до 0,5 С при достаточно стабильной и комфортной температуре окружающей среды. Колебания температуры служат своеобразным индикатором физического и эмоционального состояния младенца, наиболее высокая температура наблюдается в интервале от 17 до 19 ч, а наиболее низкая - от 4 до 6 утра.

Учитывая особенности терморегуляции новорожденных, необходимо обеспечить малышу наиболее оптимальный температурный режим (температура окружающей среды в пределах 20 С), а также пеленать, одевать ребенка в соответствии с погодными условиями на улице или температурой воздуха в комнате новорожденного.

Похожие статьи:

Особенности развития ребенка от года до трех лет (9649 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет...

Прививка от оспы для новорождённых (14650 Просмотров)

Новорожденный > Прививки

Из-за ухудшения санитарно-эпидемологической обстановки в последние десять лет прививка от оспы является обязательной для новорождённых. Оспа – опасное заразное инфекционное заболевание и своевременная...