Троица праздник традиции. Троица: приметы, обряды и традиции. Приметы и поверья в день Святой Троицы

Троица. Народные обычаи и традиции празднования Троицы.

День Святой Троицы , Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году . После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
- о Церкви;
- о спасении всех молящихся;
- о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями , а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.

Василий Игоревич Нестеренко (род. 1967) Троица.

Абакумов Михаил Георгиевич. На Троицу. 2005 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927). Крестный ход. 1915 г.



Верещагин Василий Васильевич. Троицын день. Село Коломенское.

Обряды на Троицу

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками . В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

Суходольский Петр Александрович. Троицын день.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:

  • На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри .
  • В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей , которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу : ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
  • В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем .
  • В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу . Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.

Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы . Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина...


Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы.



Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942) Троицын день. 1881 г.

Неизвестный художник середины XIX века Троицын день в Красном селе близ Москвы 1840-е

Дыдышко Олег. Праздник Святой Троицы.

В народе Троица почиталась за большой праздник , к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Пикник 1920 г.

Сычков Федор Васильевич. Танец.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды , нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины» . С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу . Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве .

Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901) Троицын день. 1887 г.



Максимов Василий Максимович. (1844 - 1911) Сборы на гулянье.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Троицын день 1920 г.

В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу , которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок , переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу . После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.

Алексей Иванович Корзухин. Девичник. 1889 г.


Михаил Боскин. Хоровод. 1910 - е гг.



Елена Юркина. Хоровод на Троицу.




Современная федоскинская лаковая миниатюра. Хоровод.

Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:

  • на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
  • в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;
  • категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
  • нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.

  • Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
  • Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
  • Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.
  • В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
  • Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
  • Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой , что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Празднование Троицы

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями.




КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Сельский праздник. 1919 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Праздник в деревне. 1917г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Гулянье на Волге. 1909 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Гулянье. 1910 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Загородная прогулка. 1918 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Летний праздник. 1923 г.

Третьяков Алексей Николаевич. Праздник в деревне летом (Гуляние, Троицын день)



Саврасов Алексей Кондратьевич. Хоровод в селе. 1873 - 1874 гг.



Степанов Алексей Степанович. (1858 - 1923) Хоровод.

Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу.

Троица – один из самых красивых религиозных праздников. Народ любит его наравне с Пасхой и Рождеством. Ведь православная Троица – праздник, традиции которого тесно сплетаются с языческими обрядами. Совпадая с днем иудейской Пятидесятницы, считающейся днем зарождения Церкви Христа Спасителя, Троица совпадает и с русалочьей неделей, временем гаданий, и древнеславянским праздником плодородия.

Суть Троицы

По ветхозаветным преданиям, в день иудейской Пятидесятницы на апостолов снизошел Дух Святой, и триединство Бога стало им очевидно и понятно. В честь этого события и установили апостолы день Троицы, который отмечается уже много веков подряд на 50-й день после Пасхи.

В этот день верующие славят Бога-отца, Бога-сына и Духа Святого, их триединство единосущное, равносильное и безначальное. Святая Троица – время выразить благодарность за возрождение к новой жизни через крещение, время наполнить сердце любовью ко всему сущему и живому.

Троица в 2013 году приходится на 23 июня. Но готовятся верующие к ее приходу заранее и отмечают всю последующую неделю.

Накануне Троицына дня храмы и дома украшаются зеленью и цветами. Традиционное украшение на Троицу – ветви березы. Иногда их заменяют ветвями дуба, рябины, клена. Главное – свежая зелень, символизирующая возрождающуюся жизнь. Травой устилают полы, украшают ставни и дверные проемы. С букетами идут к утренней торжественной службе, освещают их и караваи, пряники, выпеченные к праздничному столу. Освященными цветами украшают иконы в доме, храня их целый год. Эти цветы используют для отпугивания злых духов, для снятия порчи. Траву и цветы, принесенные из церкви, заваривали и пили как целебное снадобье.

После праздничной службы верующие в день Троицы ходили друг к другу в гости, угощая сладостями, обмениваясь подарками. А на улицах непременно устраивались народные гуляния, ярмарки с песнями и танцами. Сейчас многие традиции Троицы возрождаются, находя свое место в современной жизни.

Сегодня большинство гаданий, использовавшихся нашими предками, забыто. Ничего удивительного в этом нет, ведь к нашим услугам – многочисленные гороскопы. В глянцевых журналах и скромных газетах, в телепередачах и радиоэфире, в интернете – повсюду нам предлагают прогнозы астрологов. Посмотрел свой гороскоп на сегодня – и действуй в соответствии с расположением звезд. Практично и удобно!

Но в старинных гаданиях есть куда большая романтика, страшащая и привлекающая одновременно. И, может быть, стоит попробовать раз в год сверить свою судьбу со стародавними обрядами?

Языческие обряды Троицы, в основном, женские. В деревнях выбирали самую красивую девушку (Тополю), украшали ее бусами, лентами, ветвями, цветами и водили по округе с танцами и песнями. Повстречать Тополю считалось к большой удаче , да и сама она каждому встречному желала с поклоном доброго урожая, любви и благоденствия.

Для сохранения семейного счастья готовили на Троицу особую яичницу. Брали для нее 2 четверговых яйца, символизирующих супружескую пару. Жаря блюдо на круглой сковороде, хозяйка наговаривает на него молитву: «Пресвятая Троица, помилуй нас. Очисти, Господи, грехи наши, Дух Святой, исцели немощь нашу, имени Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, Сыну и Святому духу, ныне и присно вовеки веков. Аминь».

Никаких специй, кроме соли, в этот оберег не кладут. Зато приправляют зеленью: перышками чеснока, лука, веточками петрушки. Самое главное: зелень не измельчают, а укладывают целиком, обозначая тем самым целостность своей семьи.

Готовую яичницу с зеленью не разрезая вкладывают в круглый ржаной каравай, освященный в церкви. Этот каравай – единственное, что можно разрезать, но исключительно пополам (вдоль). Получается своеобразный «бутерброд», который заворачивают в вышитое полотенце и забирают с собой в березовую рощу. Там, под заранее украшенной березкой, надо съесть этот каравай вдвоем с любимым супругом. При желании оберег семейного счастья можно дополнить отваренной в мундирах картошкой и хлебным квасом.

Незамужние девушки в Троицу гадали на любовь , на замужество. Сплетенные из цветов и травы венки сбрасывали в воду и делали вывод о будущем по тому, как они поплывут. Ровно поплыл венок – и жизнь сложится размеренно и гладко. Закачался на волнах, закружился – бурной будет жизнь, беспокойной. Быстро скрылся из виду – выйти замуж в далеких краях, а коли у берега задержался – сидеть еще год незамужней.

Также гадали девушки накануне Троицы, «завивая» березу. Тонкое деревце «заламывали»: пригибали к земле, переплетали его ветки с травой, украшая лентами. В день Троицы девушки шли к березкам смотреть свои венки, развивать деревца. Несколько веточек срезалось, их клали под подушку с приговором: «Суженый мой, ряженый, приходи вместе березье завивать».

Гадать на Троицу можно и на исполнение желания . Для этой цели подойдет, например, цепочка, которую вы носите постоянно. Но помните, что гадать по одной и той же цепочке можно только один раз! Когда пойдете к утреней службе, цепочка непременно должна быть на вас. Обязательно поставьте свечу во здравие своих соперников, недоброжелателей, завистников. Выходя из церкви сделайте посильное пожертвование на нужды храма. Придя домой, загадайте желание и пересчитайте звенья на цепочке. Если число их окажется четным – желание сбудется. Если же выпадет нечетное число – увы, не ждите его исполнения. Цепочку после гадания нельзя надевать трое суток.

В разных местностях России существуют различные обряды и гадания на Троицу, их великое множество. Общим можно считать одно: Троица – светлый и любимый народный праздник. Дни тепла, любви и радости. А любой обряд работает лишь тогда, когда в него верят. И пусть предсказания будут только добрыми!

День Святой Троицы в 2017 году весь христианский мир будет праздновать 4 июня — на пятидесятый день после Светлого Воскресения Христова, поэтому праздник называют еще и Пятидесятницей.

Это один из 12 главных церковных праздников — он посвящен евангельскому событию — сошествию Святого Духа на апостолов и прославлению Святой Троицы.

В чем суть праздника

Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом.

Троица издревле считается днем основания Новозаветной Церкви на земле, поскольку Святой Дух наделил апостолов особой силой, чтобы они могли проповедовать Евангелия во всем мире и донести до каждого весть об Иисусе, как о Спасителе всего человечества.

В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его божественной благодатью.

Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами — они ежегодно сами праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам. Указание на это есть и в Постановлениях Апостольских.

Но официально праздник был установлен в конце IV века после принятия догмата о Божественном триединстве. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников.

Корни Троицыного дня восходят к временам, когда Русь еще была языческой. Неделя в начале лета знаменовала окончательную победу природы над силами тьмы, победу весны над зимой и начало жаркого лета.

Поэтому, помимо церковных, появилось множество народных традиций и обычаев, которые тесно переплелись с языческими, которые стали неотъемлемой частью этого дня.

Традиции

К празднику Святой Троицы готовились загодя - хозяйки за день или два до праздника начинали генеральную уборку в доме и во дворе. Освобождались от неиспользуемых вещей, особенно от тех, которые могут напомнить неприятные моменты в жизни.

Люди, у которых есть свой сад и огород, стараются очистить их от различного рода сорняков. Они вырывают с корнями сорные растения и втыкают их верхушкой в землю, тогда считается, что эти сорняки больше не будут засорять их земельные участки.

К Троице дома и храмы украшают ветками различных деревьев, травой, цветами, так как молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.

В день Троицы, всей семьей с утра отправлялись в церковь, где в этот день проводилась праздничная служба. В этот день ничего нельзя просить у Святого Духа, важно лишь благодарить его за то, что он является спасителем и верным защитником людских душ.

После храма все расходились по домам и устраивали праздничный обед. Застолье было богатым и разнообразным: каши, блины, всевозможные пироги, кисели и отвары - праздник не являлся постным днем, поэтому разрешено было все.

В этот день также посещали кладбища и поминали умерших, оставив угощения.

В деревнях ближе к вечеру начиналось настоящее гуляние — устраивали хороводы, пели песни, танцевали, проводили ритуальные обряды. Также нередко на всю неделю устраивали ярмарки, где также было много развлечений.

На Троицу и сегодня принято ходить в гости и дарить подарки.

Обряды и поверья

Празднование Троицы на Руси длится несколько дней, но в первый день, который в народе называют Зеленым воскресением, люди должны быть особо внимательны и осторожны.

Поэтому принято украшать свои жилища различными ароматными травами, а иконы - березовыми ветвями, чтобы защититься от разных мифических существ, таких как русалки, мавки, лешии и другой нечисти.

В старину верили, что в эти дни русалки выходили на берег и заманивали парней. Чтобы этого избежать, по берегам рек и озер несколько ночей подряд жгли костры - считалось, что горячий огонь должен был остановить нечисть.

Символом Троицы были плывущие по реке венки - так девушки гадали на суженого и, по некоторым поверьям, откупались от русалок и мавок, которым также хочется принарядиться. Потому венки были очень кстати.

© photo: Sputnik / С. Иванов

Еще один обряд на Троицу был связан с зеленью — влюбленная девушка должна была сплести своему парню венок из луговой травы и березовых ветвей. Подарить его - значит признаться в любви или хотя бы симпатии.

Такой венок мог стать не только украшением и символом нежных чувств, но и защитой от русалок, которые в ночь на Троицу обретали наибольшую силу и способны были заманить к себе любого парня.

Превратить венок в оберег должны были веточки полыни, особенно цветущей, которая, по поверью, отпугивает любую нечисть, в том числе водяных, русалок, мавок.

Троицу отмечали также в лесах, полях, садах — пели песни, играли в веселые игры. Незамужние девицы гадали в этот день на собственноручно плетеных венках. Венки бросали в воду и пели песни, если веночки сходились, то быть в этом году девице сосватанной.

Люди считали, что в праздничную ночь снятся вещие сны, которым принято придавать особое значение.

Существовало также поверье, что честный человек в этот день мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.

Приметы

Хорошей приметой на Троицу было сватанье — считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

Цветы и лечебные травы, собранные в такой день, считаются целебными и способны вылечить любой недуг, а собранная роса обладает особенной силой, которая способна исцелить и придать сил.

В народе верили, что дождь на Троицу — к урожаю, к грибам, к теплой погоде. Плохой приметой было, если в этот день было жарко — значит все лето будет засушливым.

Люди считали, что после Троицы погода стабилизируется и наступят теплые, солнечные дни.

В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.

Материал подготовлен на основе открытых источников

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Праздник Святой Троицы - важный день для каждого православного человека. По преданию, именно с этой даты начинается становление истинной христианской веры. Народные обычаи и приметы Троицы бережно передаются из поколение в поколение уже несколько столетий.

Троица уже долгое время является сакральным символом для каждого православного христианина. Этот образ заключает в себе единство Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Во всех храмах в этот день проводится торжественная литургия, читаются праздничные каноны и благодарственные молитвы.

Символом внешнего и внутреннего обновления становится зеленый цвет: священники по традиции проводят службу в зеленых одеяниях, а помещение церкви украшается срезанными березовыми ветвями и скошенной травой.

В народе праздник Троицы приняли и горячо полюбили: приметы, обычаи и традиции, бережно собираемые и передаваемые из поколения в поколение, дошли и до наших дней.

Приметы и поверья в день Святой Троицы

Считается, что если в день Троицы идет дождь, то и лето будет дождливым и промозглым.

По поверьям, все растения в этот день обладают целебной силой . Знахари и травники старались заготовить как можно больше растений на рассвете и на закате.

Считается, что встреченный на Троицу в лесу человек может оказаться лесным духом. С каждым встреченным необходимо быть крайне вежливым и учтивым, иначе можно навлечь на себя беду.

Задобрить нечистую силу в этот день можно, пустив по воде или оставив в лесу хлеб и свежее молоко.

С утра на Троицу необходимо выйти в поле и приложить ухо к земле: считается, что тогда полевые духи могут раскрыть слушающему его будущее .

Если на Троицу гремит гром и сверкают молнии, это значит, что все злые духи к вечеру будут изгнаны с лица земли.

Найти в этот день на дороге мертвую птицу — к скорой болезни.

Чтобы отвести от себя беды, на Троицу носят на шее пучок пряных растений.

Считается, что в этот день можно получить весточку от усопших родственников. Для этого необходимо прийти на кладбище, украсить могилы срезанными ветками березы и поговорить с мертвым, как с живым. Уходя, обязательно нужно оставить на могиле угощение.

Если на Троицу погода ясная и солнечная, то год будет плодородным.

После церковной службы нужно обязательно накрыть праздничный стол. Если в семье есть незамужние девушки «на выданье», то после обеда скатерть нужно сложить и спрятать отдельно, не стирая. Считается, что она «притянет» достойного жениха в течение одного года.

В этот праздник икона Святой Троицы имеет особую силу. Православные христиане верят, что молитвы перед ней способны исцелить многие болезни и помочь изменить жизнь. Мы желаем вам прекрасного настроения и мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

04.06.2017 05:24

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для...

Петров день является не только православным, но и народным праздником. Обычаи и традиции, соблюдаемые в...